В Санкт-Петербургском горном университете состоялось заседание руководителей вузов, входящих в консорциум «Недра».
Консорциум объединяет образовательные учреждения, чьи направления обучения связаны с подготовкой специалистов для горнорудных и нефтегазовых компаний. Напомним, Казанский федеральный университет наряду с другими вузами Татарстана входит в консорциум «Недра».
Совещание было посвящено обсуждению новой концепции отечественной высшей школы в связи с выходом нашей страны из Болонского процесса.
В нем приняли участие министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, руководитель образовательного Фонда «Талант и успех» (Сириус) Елена Шмелева, представители Государственной Думы и Совета Федерации.
Министр науки и высшего образования В. Фальков выразил уверенность в том, что стремление участников заседания к консолидации усилий и выработке единого мнения на основе лучших инициатив является залогом успеха грядущей реформы. Он также предложил подробно обсудить на следующем заседании консорциума «Недра» коммуникацию средней и высшей школы, а также создать рабочие группы для изучения сопутствующих вопросов.
«Перестройка высшего инженерного образования должна рассматриваться сегодня как одна из важнейших задач ускоренного социально-экономического развития государства. Необходимо пересмотреть форму, сроки и содержание подготовки технических кадров, чтобы они качественно соотносились между собой. Важно уйти от противопоставления специалитета и бакалавриата в сторону гибкости сроков обучения в формате базового образования. При этом образовательный процесс должен удерживать баланс между фундаментальностью и применимостью знаний в условиях меняющихся задач на рынке труда», – заявил глава Минобрнауки России.
Елена Шмелева заверила присутствующих, что проблема дефицита инженерных кадров не может быть решена без улучшения качества подготовки школьников.
«Предложение вернуться к базовой подготовке инженеров как к самодостаточному формату обучения и магистратуре как специализированному высшему образованию, безусловно, заслуживает нашей поддержки. Очень важно организовать стройную систему, способную повысить эффективность выпуска кадров для регионов, для развития критических технологий, востребованных на местах. Но она должна быть интегрирована со школьным образованием, качество которого не может измеряться только ЕГЭ или даже олимпиадами. Для того чтобы повысить его, преподавателям вузов необходимо работать со своими коллегами из школ. Например, заниматься разработкой методических материалов к учебным программам. Кроме того, следует обратить внимание на предметные ассоциации педагогов, в рамках деятельности которых можно выстроить работу с молодыми учителями», – отметила она.
Председатель Комитета Совета Федерации РФ по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова напомнила, что год назад на выездном заседании комитета был рассмотрен проект закона о подготовке инженерных кадров исключительно с уровнем высшего образования «специалитет». Поскольку уже тогда было ясно, что программа бакалавриата не отвечает требованиям отечественной экономики.
Она также обратила внимание на необходимость популяризации инженерных профессий. Объективная реальность такова, что современная молодежь в силу разных причин не стремится их получать. Так, в 2021 году ЕГЭ по физике, необходимый для поступления на большинство направлений подготовки в технические вузы, выбрали 129 тысяч ребят, а в 2022 – лишь 106 тысяч.
Для справки: консорциум «Недра» представляет собой общественно-профессиональное сообщество вузов, выпускающих специалистов минерально-сырьевого комплекса. Цель интеграции – повышение качества образования и эффективности научных исследований, создание единой научно-образовательной среды, поддержка талантливых молодых исследователей.