Заведующая отделом рукописей и редких книг Научной библиотеки имени Н.И. Лобачевсокго Казанского федерального университета Эльмира Амерханова выступит с лекцией в рамках выставки «Возрождение» «Влияние западноевропейского искусства графики на российскую школу иконописи».
О коллекции Библий Пискатора из фонда Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского КФУ, описаниях на русском языке XVII века образов и сюжетов Священного Писания, процессах работы российских мастеров-изографов будет рассказано на лекции заведующей отделом рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Лобачевского Казанского федерального университета Эльмиры Амерхановой. Использование отечественными иконописцами художественной традиции западноевропейского искусства в XVII веке стало одной из характерных черт процесса обмирщения русской культуры. На примере иконографии Лицевых Библий, выходивших в Голландии с 1639 года, выявляются новые решения в создании росписей храмов, конструкций иконостасов и колористике образов.
В программе мероприятия также запланировано посещение Собора Казанской иконы Божией Матери и экскурсии от сотрудников ГМИИ РТ.
Лекция завершает выставку «Собор Казанской иконы Божией Матери. Возрождение». Проект приурочен к празднованию явления Казанской иконы Божией Матери и освящению Казанского собора Казанского Богородицкого монастыря. Выставка также создавалась при участии Научной библиотеки имени Н.И. Лобачевского КФУ.
Представленные на выставке раритеты кириллической православной традиции XV века и художественно оформленные рукописи, издания более поздних веков раскрывают богатство церковной культуры.
Один из разделов выставки посвящен западноевропейской гравюре, оказавшей большое влияние на развитие религиозной православной живописи. В экспозиции представлены как станковые листы, так и гравированные увражи на темы Священного Писания из коллекции почетного члена Императорского Казанского университета Григория Ивановича Мешкова (1810–1890 гг.). На выставке можно увидеть редкие оттиски крупнейших мастеров Возрождения: Альбрехта Дюрера, Луки Лейденского, Маркантонио Раймонди, гравюру конца XVI–XVII веков известных нидерландских мастеров интернациональной школы и граверов школы Рубенса, граверов Франции, Италии.
Влияние европейского искусства графики на отечественную иконописную школу XVII–XVIII вв. можно увидеть при сравнении представленных в экспозиции эскизов и уникальных экземпляров Лицевой Библии Пискатора (голландского издателя C.J. Visscher). Гордостью университетского собрания являются два первых экземпляра 1639 года, одно из которых дошло до нас в единственном экземпляре в России.
Дополнили выставку несколько иллюстрированных рукописей XVII–XVIII вв. православной певческой традиции, которые активно использовались в богослужениях, в том числе и в казанских соборах.
Особое значение в контексте тематики выставки представляет церковнославянское кириллическое издание «Служба на день Казанския Богородицы», опубликованное в Московской Синодальной типографии в 1761 году.