В Институте психологии и образования состоялся первый выпуск магистров по профилю «Психология и педагогика детско-юношеского спорта». Аналогов данного профиля магистратуры нет ни в Поволжье, ни в других вузах России.
Доцент кафедры педагогической психологии ИПО КФУ, руководитель программы Ольга Лопухова рекомендует не путать психологов спорта, которых готовят во многих российских вузах, и психологов детско-юношеского спорта.
"Если для психолога спорта важна нацеленность на победу, на максимальное задействование всех ресурсов спортсмена для достижения высоких побед, то работа психолога детско-юношеского спорта направлена на гармонизацию, коррекцию, развитие и поддержку личности ребенка и на взаимодействие ребенка со сверстниками, родителями, тренером и с собой. И здесь спортивные достижения являются далеко не самой главной задачей психологов, - пояснила доцент Института психологии и образования Казанского университета.
Среди обладателей магистерских диплом - выпускники бакалавриата - спортсмены, желающие связать свою дальнейшую профессиональную деятельность с психологией в детско-юношеском спорт, или педагоги-психологи, желающие специализироваться в сфере сопровождения детско-юношеского спорта.
Есть и тренеры, которым хочется развить сторону именно психолого-педагогического понимания и поддержки, иметь возможность в дальнейшем заниматься не только тренерской работой, но и психологическим сопровождением ребенка на базе своей спортивной школы.
Есть и мамы детей, понимающие необходимость этой профессии из-за того, что их ребенок в спорте, и студенты – выпускники близких специальностей, мечтающие специализироваться на новом направлении и понимающие, что эта специальность имеет огромный потенциал для будущей деятельности
"У нас учатся магистранты не только из Казани и городов Татарстана, но и из Москвы, Самары, Челябинска, Ижевска и даже с Кипра. Этот широкий географический охват обусловлен несколькими факторами: наша программа уникальна, учиться по ней можно и заочно благодаря расширяемому списку дистанционных форм обучения".
Ольга Лопухова уточнила, что выпускники новой программы могут работать педагогом или психологом, педагогом-психологом в детско-юношеском спорте, тренером-преподавателем, работающим с детьми и подростками в спортивных организациях:
"Психолого-педагогическая специализация в области, которую получили выпускники этой магистерской программы, в настоящее время актуальна и востребована".
С этим трудно не согласиться. Об острой нехватке психологов-педагогов говорят цифры: в 160 детско-юношеских спортивных школах Татарстана занимается около 90 000 учащихся. На них приходится 3000 тренеров-преподавателей, которые имеют высшее физкультурное образование, и всего 4 штатных психолога.
А ведь, подчеркивает Ольга Лопухова, значение психолого-педагогического сопровождения подготовки спортсменов весьма велико:
"В современном спорте, который становится все более молодым, когда дети 12 лет несут психологические нагрузки взрослых профессиональных спортсменов, а гимнастка или фигуристка 17 лет сталкивается с проблемами экзистенциального кризиса, характерного в норме для 50 лет, возрастает необходимость специалистов профессионального психологического сопровождения. К тому же детско-юношеский спорт – это особенная область образования, где представлены проблемы одаренности, ранней профессионализации, развития гендерной идентификации, психологической саморегуляции, индивидуализации обучения и т.п.".
Доцент ИПО КФУ отметила, что запросы к психологам идут от всех субъектов образовательной системы детско-юношеского спорта: и от тренеров, и от родителей, и от детей. И у каждого свои проблемы:
"Ребенок – это не сформировавшийся психологически спортсмен, какого из него хотят видеть тренеры, а всего лишь ребенок. Поэтому в задачах психолога-педагога детско-юношеского спорта помочь найти правильный педагогический подход к детям, наладить контакт, не убить у ребенка желание заниматься".
Немаловажный аспект, по мнению руководителя магистерской программы, – помощь тренеру, который вынужден не только проводить тренировки, но и работать с детьми, переживающими стресс во время соревнований, и родителями, неадекватно оценивающих или ребенка, или тренировки.
Тренер зачастую не имеет педагогического образования. А ведь он должен быть, в первую очередь, педагогом, хорошо понимать психологию ребенка и детского коллектива, не только обучая навыкам конкретного вида спорта, но и ориентируясь на понимание и воспитание незаурядной личности.
Выходя на практику, магистранты помогали тренерам спортивных школ по вопросам психолого-педагогической и коммуникативной компетентности, эффективного взаимодействия с детьми, диагностики и развития сплоченности спортивного коллектива, профилактики профессионального выгорания, регуляции состояний юного спортсмена, – отметила О.Лопухова.
Кстати, подчеркнула руководитель магистерской программы, прохождение психолого-педагогической практики осуществлялось в течение всего обучения на базе лучших детско-юношеских спортивных организаций: «Мирас», «СКП Татнефть - Ак Барс», «Атлетика», «Смена», «Белый дракон», «Приволжанка».
Не раз практические занятия проводились в детской школе по шахматам им. Р.Г.Нежметдинова. По словам тренера-преподавателя К.Муравьева, благодаря занятиям по специально разработанному арт-терапевтического тренингу, направленному на осознание эмоций и их регуляцию у юных шахматистов, дети развивали эмоциональную устойчивость, саморегуляцию и концентрацию внимания, а также осваивали так необходимые им уверенность в собственных силах.
"За два года существования магистерской программы мы десятки раз получали запросы на коррекцию детско-родительских отношений, – поделилась Ольга Геннадьевна. — Наши магистранты помогали и родителям, консультируя по проблемам совмещения учебной и спортивной карьеры ребенка, психологической поддержки ребенка в спорте, особенностей личности одаренного ребенка и эффективного взаимодействия с ним".
Магистранты не только адаптировали зарубежные психодиагностические и развивающие методики, но и создали собственные методики для работы с детьми, тренерами и родителями в сфере детско-юношеского спорта. Среди них - тест для диагностики родительской поддержки ребенка в спорте, аналогов которому нет в России.
Уникальна методика тем, что она позволяет выявлять не просто факт восприятия ребенком поддержки родителя, но и факт, как он оценивает эту поддержку. Выяснилось, что в некоторых случаях поддержка в виде похвалы и поощрения может оцениваться ребенком как давление на него. Мы выявили, что материнская и отцовская поддержка по-разному воспринимаются подростком. Например, похвала отца чаще может восприниматься как давление.
Помимо этой методики был разработан тест на определение целевых установок родителей в сопровождении и поддержке детей в спорте.
В тестировании приняли участие более 200 родителей разновозрастных детей-спортсменов командного и индивидуального видов спорта. Благодаря их активному участию нами были получены тестовые нормы и выделены шкалы установок родителей, что позволит в дальнейшей работе скорректировать их отношение к детям. Также магистрантами были разработаны и апробированы программы развития навыков саморегуляции на основе техники визуализации для юных гимнасток.
Доцент Института психологии и образования уверена, что дипломированные магистры этого профиля вполне готовы к психологическому сопровождению детей 3-16 лет, тренеров, родителей в детско-юношеском спорте и решению проблем их взаимоотношений:
"Успешно защищенные магистерские диссертации, где исследованы вопросы восприятия спортсменом-подростком родительской поддержки и родительского давления, эмоционального выгорания тренеров, родительских установок по отношению к ребенку в спорте, техник саморегуляции детей на соревнованиях, развития прогностических и творческих составляющих мышления у детей в командных и индивидуальных видах спорта, психологических проблем детей-спортсменов в условиях "двойной карьеры", формирования ценностно-мотивационной сферы юношей и девушек в командном спорте, показали, что на рынок труда выходят профессионалы".