Лекция на тему «Мифы о лекарствах и вакцинах: взгляд токсиколога» состоялась в рамках "Недели науки" 15 февраля. Послушать выступление лектора пришли ректор КФУ Ильшат Рафкатович Гафуров, проректор КФУ по биомедицинскому направлению Андрей Павлович Киясов, сотрудники и студенты университета, жители города.
Свое выступление Алексей Водовозов выстроил вокруг наиболее популярных «мифов» о вакцинации – по мнению лектора, эти истории передаются от человека к человеку во всем мире и имеют ограниченную доказательную базу, не учитывающую множества факторов, что рождает массовое недоверие к вакцинам, либо полное, либо частичное.
И хотя общемировой показатель недоверия к вакцинации не превышает 12%, некоторые страны, особенно Франция, Босния и Герцеговина, Монголия и Россия, имеют с этим большие проблемы. По словам Водовозова, хождение дезинформации о вреде прививок связано с тем, что все дальнейшие недомогания (неважно, когда это произошло, через день или через год после прививания) связывают именно с вакцинацией.
Эта ситуация опасна именно тем, что современный век с развитием мировых транспортных сетей и увеличением потока локальных и глобальных миграций многократно увеличивает и скорость передачи вируса.
«Вакцинация – это достижение медицины, это прогресс медицины, который прошел нелегкий путь. Антипрививочное движение появилось сразу же, практически в момент создания первой вакцины, тогда происходила травля ученого, публиковались карикатуры с конечностями животных (речь идет о труде Дженнера «Исследование причин и действий коровьей оспы», не принятом духовенством и обществом в 1796 году, - прим.Авт.). И массовая вакцинация началась только после эпидемии оспы в 1840-1843 гг, когда погибли около 500 тысяч европейцев. Вакцинация была принята только после этого», - отметил Водовозов.
Что, если бы не
По мнению лектора, важно хотя бы попытаться ответить на вопрос, что бы было в случае отказа человечества от вакцинации? И ответ существует благодаря исследованиям, проведенным в США.
Учеными из Питтсбургского университета в рамках проекта Tycho был собран гигантский массив информации об инфекционных заболеваниях в США с 1888 по 2014 гг. На основе этих данных была создана математическая модель и спрогнозировано развитие эпидемий в случае неприменения вакцин. В базе исследователей было 87 миллионов задокументированных случаев инфекций, на основе этих данных математическая модель вывела, что только в США с 1924 года удалось предотвратить 103 млн заболеваний благодаря вакцинации, причем 26 млн – в последнее десятилетие.
Ваша БЦЖ не работает
Говоря о России, Водовозов рассмотрел популярный в нашей стране «миф» о неэффективности БЦЖ - вакцины против туберкулёза, приготовленной из штамма ослабленной живой туберкулёзной палочки.
«Дело в том, что в нашей стране сложилась очень неблагоприятная ситуация с туберкулезом, - подчеркнул лектор. - Нам удалось вырастить очень устойчивый штамм. Вся территория бывшего Советского Союза – это территория риска по туберкулезу и для того, чтобы иммунитет сдерживал заболевание, БЦЖ достаточно».
Вакцинация и аутизм
Еще одним «мифом», по утверждению Водовозова, является мнение том, что вакцинация вызывает аутизм. Появление этого «мифа» лектор связывает с большим процентом вероятности диагностировать заболевание в «возрасте вакцинации» у детей:
«Есть 121 исследование в рецензируемых высокорейтинговых журналах и 121 попытка найти связь между вакциной и аутизмом. Никому не удалось сделать это».
Лучше переболеем!
Еще одно популярное утверждение – о позитивном естественном иммунитете. Здесь все не так однозначно.
«Естественный иммунитет у переболевших заболеванием будет сильнее, - соглашается лектор. - Люди, транслирующие это мнение, правы, но иммунитет будет сильнее у выживших. Процент летальных исходов очень высок. И это необходимо понимать».
Вредная вакцина
Если говорить об осложнениях от применения вакцин, то здесь, по словам блогера, информация абсолютно открыта и доступна каждому.
«Есть ли осложнения от вакцин? Конечно, есть. Энцефалопатия, анафилаксия, фебрильные судороги, синдром Гийена-Барре, неврит плечевого сплетения, тромбоцитопения, артриты, кратковременная потеря сознания, летальный исход. Но нужно осознавать, что это происходит крайне редко, крайне реже, чем осложнения и летальный исход от естественной инфекции».
В качестве иллюстрации лектор привел американскую базу VAERS – систему, активно используемую антипрививочниками в своей аргументации. VAERS – это система сообщений о неблагоприятных (побочных) эффектах прививок. Проблема в том, что иногда эта система публикует информацию, сложно отличимую от слухов среды медперсонала и врачей. Однако адекватный результат демонстрирует статистика. За 2006-2014 было введено 2.5 млрд доз вакцины, из них за вред от прививки присуждено 2277 компенсаций, то есть, одна компенсация на каждые 1 млн введенных доз.
Во второй части своей лекции, посвященной другой проблеме – дезинформации на рынке лекарственных средств, Алексей Водовозов прошел вместе с аудиторией весь эволюционный путь развития индустрии – от времен до нашей эры, когда лекарства создавались путем случайного подбора веществ для лечения и проверки эффективность сразу на человеке, до нашего современного века многолетнего многофазного и высоко затратного пути создания одного препарата.
Так, лектор рассказал о сложных фазах регистрации клинического исследования, благодаря чему нам становится известен весь список противопоказаний в инструкции к применению лекарства, о том, что строка «срок годности» в описании лекарства появилась благодаря необходимости военных врачей, а парацетамол – одно из наиболее малоизученных и опасных лекарственных средств.
Также Водовозов порекомендовал аудитории всегда правильно утилизировать препараты:
«Удалите оригинальную упаковку, все этикетки и ярлыки и перемешайте препарат с какой-нибудь малопривлекательной субстанцией, в таком виде он вряд ли заинтересуют детей и животных».
Одной из наиболее интересных тем стали, как и ожидалось, дженерики.
«Вы можете заменить любой препарат на препарат за 10 рублей – это очень популярное мнение сейчас, - сказал лектор. - И формула та же, и сделают вроде бы также. Но понятие дженериков сегодня размыто. Дело в том, что есть референтные лекарственные препараты, а есть воспроизводимые. И если даже они похожи - одна формула действующего вещества – важно понимать, что синтезируются они по-разному, вещество может быть «загрязнено» и его очистка - очень дорогой процесс. Разное качество препаратов и, соответственно, разная цена. У них могут быть свои побочные эффекты в том числе».
Надо сказать, что лекция вызвала отклик у аудитории. Вопросы задавались в течение целого часа:
- Является ли врач последней инстанцией в назначении лекарственного средства?
- Да, является, ответственность несет именно он. Выбирайте правильных врачей.
- Полномочен ли врач заставлять человека делать прививку, если пациент не хочет?
- Не полномочен, это добровольное дело. Возможно, есть какие-то исключения, когда есть опасность эпидемии, например, но это другой случай.
- Какие вакцины малоэффективны?
- Например, швейцарская вакцина против клещевого энцефалита в России. Иногда говорят, делайте швейцарскую, нет, поверьте, не нужно, потому что она предназначена для штамма, который не пересекается со штаммом нашей территории. Нужно делать отечественную.
- Можно ли использовать кофеин для улучшения транспортировки некоторых лекарств?
- Да, действительно можно.
- Проводятся ли клинические исследования препаратов, которые уже давно применяются?
- Нет. Это хороший вопрос, но все еще никак не решенный.
- Какие лучше выбирать витамины?
- Если вам нужны витамины, то применяйте те, которые зарегистрированы как действующие лекарственные препараты.
___
Алексей Водовозов
Врач-терапевт высшей квалификационной категории, токсиколог. В прошлом – военный врач, подполковник медицинской службы запаса. Ведет просветительский блог «Смотровая Военврача», отмеченный различными наградами, член клуба научных журналистов и Ассоциации медицинских журналистов.
В 2016 году выпустил книгу «Пациент разумный. Ловушки «врачебной» диагностики, о которых должен знать каждый», в которой обобщил и систематизирован 15-летний личный опыт «по коллекционированию, изучению и разбору псевдомедицинских диагностических методик».