В Елабужском институте Казанского федерального университета стартовала международная конференция "Состояние и перспективы раздельного обучения в современной школе". Впервые вуз стал дискуссионной площадкой для ученых и практиков, занимающихся темой гендерного образования в школе.
Гимназии для девочек, лицеи для мальчиков, общеобразовательные школы сегодня не редкость. Они функционируют в Москве, Санкт-Петербурге, Ставропольском крае, Республике Коми, Тульской, Новосибирской и Томской областях, других регионах. В Татарстане таких школ 10 (без учета кадетских), в них учится 2658 школьников.
И все же тема достаточно узкая, поэтому ученые-исследователи, а также практики – директора школ и лицеев, учителя - собрались за круглым столом в Елабужском институте КФУ, чтобы поделиться опытом, успешными кейсами, наметить точки роста.
Гостей поприветствовал заместитель директора вуза по научной деятельности Ринат Ибатуллин, который рассказал о сегодняшних достижениях альма-матер. Собравшиеся с интересом узнали об истории здания вуза, открытого как Стахеевское женское епархиальное училище, где готовили домашних учительниц.
Ринат Ривкатович отметил, что сегодня вуз готов к сотрудничеству со школами раздельного обучения, которые могут стать площадками для студенческой практики. Кроме того, учебное заведение реализует ряд проектов «КФУ - школе»: Детский университет, лагерь «Интеллето», смены «КФУмники», «IT-территория», «Летняя физико-математическая школа», «RoboSTART.kids».
Педагоги получили приглашение участвовать в юбилейном, десятом Международном фестивале школьных учителей, Летней педагогической школе, студенческой педагогической школе «Старт», реализуемых в рамках приоритетного направления «Учитель XXI века».
Ведущим спикером конференции выступил доцент кафедры педагогики Елабужского института КФУ Шамиль Шеймарданов, который на протяжении нескольких лет исследует тему раздельного обучения. Сейчас благодаря последним открытиям в биологии, социологии, психологии это направление получило новый толчок развитию. Хотя и дискуссионных вопросов остается достаточно, например, мешает или помогает гендерное образование социализации, а в перспективе – построению отношений, созданию семьи.
В онлайн-трансляции доктор педагогических наук, профессор Удмуртского государственного университета Нина Ерофеева поделилась данными о психолого-возрастных особенностях, которые нужно учесть в воспитании мальчиков и девочек. Так, девочки по «семилеткам» накапливают знания о жизненных сценариях и легендах, чтобы потом реализовать их.
Оксана Антошкина, директор школы №2, Томск:
«Наша школа была основана на заседании Думы в 1909 году как училище для мальчиков и девочек. В 2012 году встал вопрос о слиянии с крупной школой, и мы решили сохранить свою уникальность, возродив былую традицию. Сейчас могу поделиться результатами: в классах раздельного обучения меньше пропусков уроков, посещаемость выросла в два раза по сравнению со смешанными классами. Учителя по-новому стали относиться к девочкам и мальчикам, разрабатывать дифференцированные задания, вдумчиво выбирать методы и подходы. Еще один плюс – в 2012 году среди 40 учителей у нас был один мужчина, сейчас их 12: не только по физкультуре, но и по химии, физике, математике, ОБЖ. Мы стали активно сотрудничать с педуниверситетом, коллектив на 30 процентов состоит из молодежи. Молодые учителя чаще стараются проявить инициативу, показать свои возможности, и мы это ценим».
Зарубежный опыт на конференции был представлен докладом преподавателя Католического университета Сан-Пабло «Текущее состояние раздельного обучения в Перу» и очным участием в дискуссии профессора Международного университета Каталонии Жауме Кемпса. В рамках научного сотрудничества с Елабужским институтом КФУ профессор выступил с темой «Состояние и перспективы раздельного обучения в Каталонии и Испании».
Практическая часть конференции пройдет завтра в Нижнекамске, где участники рассмотрят опыт лицея-интерната №13 и гимназии-интерната №24.