В шоуруме Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ прошло заседание телевизионного дискуссионного клуба. Поводом для разговора стал международный форум по педагогическому образованию IFTE, который стартует в Казанском университете 27 мая.
Организаторы не стали отменять или переносить сроки проведения форума, а изменили его формат на виртуальный. IFTE станет первым в России научным форумом, который пройдет в дистанционном режиме с заявленным количеством участников почти в тысячу человек.
В ток-шоу, которое провел журналист Рустам Вафин, в качестве экспертов приняли участие директор Института психологии и образования, профессор Айдар Калимуллин, зав.кафедрой педагогики ИПО Роза Валеева, заместитель директора по международной деятельности ИПО, исполнительный директор IFTE Татьяна Баклашова.
В условиях ограничительных санитарных мер, принятых в мире, международные научные коммуникации были разорваны. Под угрозой оказалось и проведение форума IFTE, оргкомитет которого трудился над его организацией в течение всего года. Но, по словам директора ИПО Айдара Калимуллина, обмануть ожидания приславших заявки на участие ученых они не могли и приняли решение провести форум в виртуальном формате.
"Наш форум получил признание во всем мире: по сравнению с прошлым годом количество желающих возросло. Всего в 2020 году была подана 861 заявка, в том числе 120 - от зарубежных коллег. Заявки получены от ученых из 29 стран, 73 российских городов и 275 университетов.
Участники IFTE не раз сходились во мнении, что форум – событие действительно глобального масштаба. Интерес, который он вызывает, статус, количество, география стран и континентов - все это говорит о том, что во многих странах наш форум по педагогическому образованию расценивают как возможность найти общие подходы к преодолению существующих сегодня проблем в образовании.
Организация виртуального формата форума - это очень серьезный вызов и испытание для нас. Но возможности Казанского университета позволят российским и зарубежным участникам успешно представить и обсудить результаты научных исследований педагогического образования дистанционно", - отметил А.Калимуллин.
Не все вузы могут принять участие в подобном формате форума из-за недостаточной технической оснащенности. Ряд участников отозвали свои заявки из-за неклассического формата проведения мероприятия, непривычного большинству ученых. Виртуальный формат потребовал большего труда от участников: они должны записать видеопрезентацию своего выступления, заранее прислать ее в КФУ.
"Отменено всего лишь 20% заявок. Это означает, что форум, несмотря на свой молодой возраст, уже получил широкую известность в профессиональных кругах. IFTE – это, прежде всего, научная площадка, где мы можем изучать передовой отечественный и международный опыт, представлять собственные модели педагогического образования, которые мы успешно развиваем в КФУ с 2011 года. В юбилейный год создания Казанского федерального университета мы подводим своеобразный итог: что за эти 10 лет было сделано в сфере педагогического образования в нашем вузе", - отметил руководитель Института психологии и образования.
Директор ИПО напомнил, что КФУ входит в 100 лучших университетов мира в предметной области «Образование» по версии британского издания Times Higher Education. По версии еще одного авторитетного рейтинга – QS World University Rankings - в предметной области «Образование» КФУ занимает 201−250 место. По числу публикаций в области образования в базах данных Scopus и Web of Science, по цитируемости научных исследований и материально-техническому, информационному оснащению учебного процесса КФУ занимает 1-е место в России.
"Внимание к педагогике, выделение этой области знания в качестве приоритетного направления развития КФУ, достойное финансирование и правильное целеполагание вывели Институт психологии и образования в мировые лидеры. Не раз мы слышали от российских гостей, что Казань становится третьей по значимости площадкой развития педагогического образования в России. Отсюда и желание ученых рассказать о результатах своих исследований на нашем форуме", - поделился Айдар Калимуллин.
Еще одним фактором, оказавшим влияние участникам на выбор форума, стала публикация всех присланных на форум статей в журналах, индексированных в базе данных Web of Science и Scopus.
"Мы предлагаем поддержку и сопровождение каждому автору: от момента подачи заявки до верификации статьи в базах Scopus, WoS; это включает в себя и методическое обеспечение подготовки к докладу в виртуальном формате, и рецензирование, форматирование материалов и статей участников vIFTE-2020, и патронаж всех участников со стороны корпуса модераторов КФУ. Посредством нашего форума ученые Сахалина, Новосибирска, Калининграда выходят в международное пространство, демонстрируя результаты своих исследований", - отметил Айдар Калимуллин.
Форум стал уникальным и с точки зрения технического сопровождения: партнером IFTE выступила компания Microsoft. На корпоративной платформе Microsoft Teams будут доступны видеолекции ключевых спикеров, синхронные виртуальные круглые столы, международные онлайн-симпозиумы, заседания исследовательских групп, постерные презентации.
"Инженеры компании Microsoft работают с нами в тесной связке и поддерживают все наши идеи и предложения. Они разработали уникальную архитектуру форума, позволяющую любому желающему из любой точки мира свободно подключиться к работе IFTE. Во время работы форума будет сделано 575 докладов, пройдут заседания в разных форматах: это будут и мастер-классы, и круглые столы, и секции, и заседания 14 исследовательских групп.
Зарегистрированные пользователи форума станут полноправными участниками с возможностью выступать, принимать участие в обсуждениях. Создан гостевой доступ для желающих спонтанно зайти на форум. На главной странице официального сайта IFTE будет размещен календарь, и желающие смогут выбрать секцию или заседание, темы или спикеры которых покажутся им интересными, нажать на короткую ссылку и сразу попасть в пространство форума", - уточнила Татьяна Баклашова.
Основными направлениями работы форума станут цифровизация современного педагогического образования, повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров в условиях «цифрового разрыва», цифровые технологии в подготовке будущего учителя и др.
"Каждый год мы определяем три глобальные темы, которые становятся основными темами наших конференций. И нам удавалось на протяжении всех шести лет выделять самые актуальные проблемы. Основная тема, которая была заявлена в прошлом году, – это цифровизация педагогического образования. Порядка 50% всех заявок связано именно с организацией образования, в том числе с проблемами, с которыми встречаются учителя, дети, родители во время осуществления дистанционного обучения. И я думаю, что новые монографии будут изданы по результатам нашего форума", - резюмировала Роза Валеева.
Для справки
Виртуальная конференция IFTE-2020 начнется 27 мая и продлится до 9 июня 2020 года, что позволит организаторам форума развернуть как можно большую часть программы конференции в виртуальном пространстве.
В рамках работы форума состоятся три конференции: «Информатизация и цифровизация в педагогическом образовании», «Педагогическое образование в интересах социальной справедливости, равенства и культуросообразной педагогики», «Глобальные тенденции и перспективы билингвального и языкового образования в подготовке учителя».
Запланирована работа 14 исследовательских групп.
Среди зарубежных вузов:
- Университет Сорбонна, Франция
- Университет Майами, США
- Оксфордский университет, Великобритания
- Университет Виктории, Австралия
- Университет Саутгемптона, Великобритания
- Техасский Университет A&M, США
- Университет Глазго, Шотландия и др.
В списке ключевых спикеров форума:
- Эдисон Трикетт, профессор Университета Майами, США, h-index 30
- Мария Флорес, профессор Института образования Университета Минью, Португалия, h-index 18
- Габриэль Горенчик, профессор Еврейского университета в Иерусалиме, Израиль, h-index 16
- Шерил Крейг, профессор Техасского университета A&M, США, президент ассоциации ISATT, h-index 18
- Иен Джеймс Ментер, почетный профессор Оксфордского университета, Великобритания, h-index 15
- Дина Бирман, профессор Университета Майами, США, h-index 25.