В рамках VIII Международного форума «Ислам в мультикультурном мире» на базе Казанского федерального университета прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Мониторинг «Исламский радикализм в субъектах РФ».
Участники конференции представили результаты мониторинга в разрезе федеральных округов страны и отдельно взятых субъектов РФ. Так, были представлены доклады по регионам: Москве и Московской области, Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Республике Мордовия, Пензенской и Ульяновской областям, Республике Башкортостан, Республике Татарстан, Нижегородской области, Астраханской области, Уральскому федеральному округу, Республике Крым.
Руководитель отдела культуры Духовного управления мусульман Российской Федерации Дмитрий Макаров говорил об опыте и практике работы мусульманских культурно-просветительских центров в Москве и Подмосковье. По его словам, в регионе дела обстоят следующим образом: при условии тотального дефицита мечетей и явной или надуманной проблемы с нежеланием их строительства со стороны части местного населения появляется необходимость организации иных форм общения с населением, выразившаяся в открытии культурно-просветительских центров.По словам руководителя одного из них, «по сути, это мечеть, входя в которую, можно не снимать обувь». На сегодняшний день действует центр «Дар» в Москве и центр в Химках Московской области. В обоих центрах ведется преподавание.
В свою очередь доцент кафедры истории религий и теологии, РГПУ им.А.И.Герцена, руководитель Ассоциации «Центр исследований и экспертиз «ЭТНА» Алексей Гайдуков говорил о развитии ислама в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. В своем выступлении он отметил, что данные о количестве мусульман в регионе разнятся от 200 тысяч до 1,4 миллиона человек. Настоятель Соборной мечети муфтий Равиль Панчеев называл цифру в 750 тыс. человек. Их дополняет значительное число трудовых мигрантов. Следствием социально-экономических проблем в их среде могут стать экстремистские проявления, противодействием которым занимаются правоохранительные органы. Проявления исламского терроризма и экстремизма оставались минимальными до теракта в петербургском метро 3 апреля 2017 года. В СМИ за 2016 год сообщалось о двух случаях задержания 8 человек и нескольких судебных заседаниях по «Хизб ут-Тахрир», за 2017 год – о пяти случаях задержаний: 4 участника «Хизб ут-Тахрир» и 9 сторонников «Исламского государства», планировавших теракты.
Однако чаще в регионе востребована профилактика экстремизма, направленная на адаптацию внешних и внутренних мигрантов, на формирование межкультурного диалога и добрососедства. Формируя общую идентичность, ДУМ Санкт-Петербурга разъясняет иностранцам и соотечественникам из далеких регионов необходимость соблюдения норм городского устройства, не позволяющих использовать динамики для призыва на утреннюю молитву или резать барашков на Курбан-байрам в центре города. Такая социальная работа позволяет прихожанам мечети получить должное воспитание, пройти социализацию и инкультурацию в мегаполисе. Этому же должна способствовать недавно открытая Восточная академия, которая позволит формировать у обучающихся мусульманскую и петербургскую идентичность, обеспечивая дальнейшее стратегическое сотрудничество мусульман и православных в регионе.
Среди мигрантов проводится разъяснительная работа и своеобразная легитимация деятельности государственных структур. С другой стороны муфтием проводится легитимация ислама в глазах общественности, осуществляется постоянное взаимодействие с губернаторами Санкт-Петербурга и Ленинградской области, с полпредом СЗФО, различными комитетами и отделами правительств двух регионов, социальными и благотворительными службами, правоохранительными структурами. Муфтий регулярно участвует в городских и областных мероприятиях. ДУМ Санкт-Петербурга выступает соорганизатором международных и всероссийских научных конференций и форумов, например, таких как «Традиционные религии – за сильную Россию».
Директор Крымского научного центра исламоведения Айдер Булатов представил доклад, посвященный современному исламу в Крыму. Обратившись к истории религии на полуострове, спикер обозначил, что очень непростая и многовековая история Крыма в настоящее время дает все основания рассматривать Крым как определенную природную лабораторию, в которой наглядно отображаются глобальные этнокультурные и этноконфессиональные процессы. Действительно, при анализе процессов и тенденций, происходящих в 2000-е гг. в религиозной, и в частности в мусульманской, среде Крыма, возникали предположения, что религиозный фактор может способствовать деструктивным процессам дезинтеграции общества, появлению радикальных настроений и поступков, противопоставляющих людей различных вероисповеданий друг другу. Однако упомянутый многовековой опыт мирного сосуществования в Крыму представителей различных этносов и религий явился иммунитетом от доведения ситуации до критического состояния. Он также подчеркнул, что, несомненно, религиозный экстремизм представляет угрозу национальной безопасности государства, однако противодействие религиозному экстремизму будет намного эффективнее в случае объединения и координации усилий научных, общественных и религиозных организаций, сосредоточенных на решении задач по профилактике радикализма и минимизации политических и идеологических факторов, способствующих проявлению религиозного экстремизма.
Не менее интересным был для слушателей и доклад начальника Центра социокультурного анализа Института стратегических исследований Республики Башкортостан Юлдаша Юсупова, посвященный специфике функционирования неформальных религиозных сообществ Башкортостана. В нем он представил результаты исследования, в ходе которого были проинтервьюированы публичные религиозные деятели Уфы и Стерлитамака, в том числе представляющие неформальные религиозные сообщества. Респонденты опрашивались по вопросам функционирования неформальных религиозных сообществ в рамках этнополитических процессов. Итоги опроса говорят о том, что неформальный сегмент мусульманской уммы Башкортостана определяется доминированием нескольких просуфийских и просалафитских религиозных сообществ.
В целом же участники конференции сходятся во мнении, что в российской мусульманской умме на сегодняшний день ситуация стабильна, однако работа на этом направлении по-прежнему должна быть интенсивной и спектр предпринимаемых действий по дерадикализации должен все время расширяться.