Сегодня на посвященной VII международному форуму «Ислам в мультикультурном мире» пресс-конференции оценили перспективы развития исламского банкинга в России. Конференция проходит на базе Казанского федерального университета, и пленарное заседание форума состоялось при участии ректора КФУ Ильшата Гафурова.
Во встрече с журналистами приняли участие экс-министр по делам религии Туниса Ларусси Мизури, президент Туниской академии искусств и литературы Шарфи Абдельмаджид, заместитель директора Института востоковедения Российской академии наук Аликбер Аликберов, заведующий Центром арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Василий Кузнецов, старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Светлана Бабенкова, начальник отдела культуры Духовного управления мусульман России Ахмад Макаров и другие. Модератором выступил заместитель директора центра Islamica КФУ Айдар Хабутдинов.
«Результаты от проведения конференции «Ислам в мультикультурном мире» есть, и они измеряются в выходящих книгах, проводимых исследованиях, — считает Аликбер Аликберов. — Второй очень важный результат заключается в том, что мы сами начинаем понимать, в каком направлении движемся, параметры сотрудничества и встраивания религии в общество, государство. Как результат мы видим, что в конфликте идентичности, который имел место у молодых людей, когда они просто не могли определиться — мусульмане они, татары, дагестанцы или россияне — приходит понимание, что эти идентичности не конфликтуют друг с другом, а могут мирно существовать. И тут лишь стоит вопрос приоритетов, которые зависят от конкретного человека».
В свою очередь Василий Кузнецов указал на недостаток коммуникации между представителями властей и экспертным сообществом. В этой связи он высоко оценил актуальность проведения форума на базе КФУ как площадки для обсуждения возникающих вопросов.
Аликбер Аликберов отметил: «Наша задача — искать истину и вносить свои предложения. В этом году представители нашего института написали более 350 аналитических записок в органы власти. Обратная связь, безусловно, есть».
В ходе пресс-конференции был затронут и вопрос перспектив развития исламского банкинга в России. Член рабочей группы по исламским финансам Госдумы Светлана Бабенкова напомнила, что Татарстан являлся пилотным регионом в сфере исламских финансов, свидетельством чего стало открытие центров партнерского банкинга, однако обе площадки были закрыты вследствие экономического и банковского кризиса.
«Россия в принципе заинтересована в исламских продуктах, крупнейшие банки готовы открывать линейки этих продуктов, — считает эксперт. — Зарубежные партнеры из арабских стран, несущие флаг исламских финансов, достаточно оптимистично смотрят на Россию, готовы оказывать поддержку. Но пока не будут внесены изменения в законодательство РФ, а этот процесс достаточно трудоемкий, сделать это на полноценном уровне будет нельзя».
По мнению С.Бабенковой, есть смысл развивать это направление в России, но для этого необходимо готовить квалифицированные кадры. «Я думаю, Институт международных отношений, истории и востоковедения КФУ готов в этом вопросе к сотрудничеству», — отметила она.
По словам Аликбера Аликберова, интерес государства к исламскому банкингу есть, однако важно обеспечить прозрачность процедур. «Но я думаю, что если интерес есть, то этот инструмент в полной степени должен заработать», — убежден он.
Господин Шарфи Абдельмаджид отметил, что «нет таких понятий, как исламская или христианская экономика».
«Существует только капиталистическая экономика. Сейчас исламские банки используют эти же рыночные механизмы, как и остальные банки. Они меняют термины, но основы деятельности остаются теми же — и там и там существует то, что называется ссудный процент», — считает он.