Очередное мероприятие Восточного лектория прошло в КФУ 28 марта. На этот раз в рамках открытой лекции профессор кафедры алтаистики и китаеведения КФУ Дмитрий Мартынов раскрыл суть мифологии Китая.
И вновь мероприятие Восточного лектория вызвало ажиотаж среди жителей и гостей Казани. Основываясь на опыте предыдущих встреч со слушателями лектория, его организаторы приняли решение заменить аудиторию на более просторную и не прогадали – на лекцию пришло более 120 человек. К слову, теперь желающим посетить мероприятия лектория необходимо проходить предварительную регистрацию – это позволяет организаторам обеспечить комфортные условия для слушателей. Записаться на интересующие лекции можно по номеру: 8 (996) 336 31 19 (Илина Усманова).
Что же касается непосредственно прошедшей в эту среду лекции, необходимо, прежде всего, отметить, что, говоря о мифологии, Дмитрий Мартынов делал акцент на том, что она значительно определяет жизнь человека, погружающегося в нее. По его словам, всякая мифология является своеобразной рамкой, на которую натянут холст, и на нем каждый человек в соответствии с тем, во что он верит, пишет свою собственную картину мира. При этом своего рода мифологией могут быть не только древние легенды, но и даже научные представления, ведь они, считаясь сегодня непоколебимыми, завтра могут быть опровергнуты.
Так, в пример Д.Мартынов привел историю о том, что в соответствии с утверждавшейся в XVIII веке ньютоновской космофизической картиной мира, во вселенной не было места метеоритам. В ньютоновской вселенной, где в пустоте мирового пространства на удаленных друг от друга орбитах упорядоченно двигались планеты и их спутники, прочно удерживавшие свои части собственным тяготением, явлению падения камней "с неба", не находилось места. Однако в скором времени эта теория, разумеется, была разрушена, и сегодня мы не представляем вселенной без метеоритов. В этом случае научные представления оказались сродни мифологии, дающей легкие ответы на порой даже не заданные вопросы, облегчающей жизнь обычного человека.
В прошедшей лекции Дмитрий Мартынов остановился на тех моментах китайской мифологии, которые прочно укоренились и влияют на повседневную жизнь сотен тысяч китайцев, и не только китайцев, и по сей день. Для начала следует пояснить, что такой, какой она является сейчас, китайская картина мира сложилась еще около 4000 лет назад. Мир Поднебесной является двумерным, состоящим из плоской Земли, имеющей форму квадрата, и Неба, имеющего форму круга-купола. При этом Китай расположен в центре, под куполом, он еще не на Небе, но уже и не на Земле – из этого представления и вытекает наименование "Поднебесная". Учитывая особую форму мира в китайском представлении, оказывается, что сторон света в этом случае существует вовсе не четыре, а целых пять, и им соответствует многое в окружающем мире и даже в строении тела человека: пять конечностей, считая голову, пять основных органов и пять дополнительных, пять органов чувств. Кроме того, в соответствии с китайским мифологическим мировоззрением, существует опять же не четыре сезона, а целых пять – в дополнение ко всем известным, отдельно выделяется середина лета как пик цветения и пик плодородия.
Кроме того, к каждой из пяти сторон света привязан один из первоэлементов, одна из стихий, которой соответствует определенный цвет. Запад символизирует белый цвет, поскольку там расположен Тибет, горные снега, оттуда в древности на Китай совершали набеги кочевые племена, а потому Запад ассоциируется с опасностью. Однако при этом хранителем Запада и защитником Поднебесной выступает белый тигр. Первоэлемент Запада – металл. Север соотносится с черным цветом – водой, холодом и, одновременно, с глубочайшей мудростью, поэтому хранителем Севера выступает животное, являющееся помесью змеи и черепахи. Первоэлемент Севера – вода. Восток – эта сторона в Китае обращена к морю, в которое стекают реки, соответственно, эта самая цветущая сторона, которая, казалось бы, должна быть зеленой, но в древнекитайском языке не было отдельных слов, обозначающий синий и зеленый цвета, было одно – сине-зеленый. Первоэлемент Востока – дерево. Лучшей стороной света считался юг, символическим цветом которого был красный – солнце, жар, плодородие. Первоэлемент юга – огонь. Символический цвет центра мира – желтый, цвет почвы в Китае, цвет земли. Первоэлемент центра – земля. К слову, как известно, в соответствии с пятью цветами, пятью стихиями, разложены и 12 зодиакальных созвездий, по которым проходит календарь.
Важно отметить то, что эта картина мира жива до сих пор. Она интересна и привлекательна тем, что в нее заложено понятие о высочайшей роли человека в мире и одновременно его всепоглощающей ответственности за судьбу всего мироздания, ответственности за все, что происходит в мире, в том числе и в повседневном смысле.
В завершение лекции Дмитрий Мартынов остановился на рассказе о культе предков в Китае. В соответствии с китайскими представлениями у каждого человека есть две души – низшая, отвечающая за физиологию, и высшая, ответственная за сознание. Когда тело человека разрушается, высшая душа остается без пристанища и привязывается к родовому храму предков. За ней обязательно нужен уход. Обряд почитания предков происходит на девятый день девятого лунного месяца («Праздник двойной девятки»). По обычаю, в этот день старшие в роду мужчины забивают на могиле предка свинью. Существует поверье, что дух предка, не получивший ежегодной жертвы, умирает навсегда, и не может более заботиться о благополучии потомков. Кроме того, если о душе умершего предка не заботиться, она может найти себе иное пристанище, например став оборотнем-лисицей.
Более подробно с темами, затрагиваемыми в ходе лекции, можно ознакомиться в презентации.
Следующее мероприятие Восточного лектория состоится 11 апреля в 18:30. Тема лекции – «Мудрецы из Бамбуковой рощи»: существовал ли в Китае собственный Ван Гог».
Лекции проходят по адресу: ул. Пушкина, 1/55, ауд. 406.
Для прохода в здание при себе необходимо иметь паспорт.