Ток-шоу «Лев Толстой и XXI век» прошло сегодня в шоу-руме Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ в преддверии 2018 года, объявленного в Казанском федеральном университете и Татарстане Годом Льва Толстого, одного из самых известных студентов Казанского университета. Перед обсуждением актуальности произведений и личности классика в XXI веке гости смогли насладиться живой классической музыкой приглашенного струнного дуэта.
Модератором ток-шоу стал доцент кафедры русской и зарубежной литературы Высшей школы русской и зарубежной филологии Института филологии и межкультурной коммуникации имени Льва Толстого Артем Скворцов. В красных креслах сидели три спикера — профессор, доктор филологических наук, заведующий кафедрой Высшей школы иностранных языков и перевода Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ Лия Бушканец, директор музея Боратынского Ирина Завьялова и доктор филологических наук, профессор кафедры Высшей школы русской и зарубежной филологии Института филологии и межкультурной коммуникации КФУ Алексей Пашкуров. Экспертом выступил доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и истории науки КНИТУ Владимир Курашов.
В приветственном слове замдиректора Института филологии и межкультурной коммуникации имени Льва Толстого, профессор Искандер Ярмакеев отметил, что сегодняшнее ток-шоу — это своеобразная первая ласточка, которая должна задать нужный, позитивный тон Году Толстого в КФУ.
«Убежден, что мы сможем продвинуться вперед на пути понимания значения писателя, одного из самых знаменитых студентов Казанского университета, в современной жизни», — подчеркнул он.
Для "затравки" эксперты раскрыли влияние шестилетнего периода жизни Льва Николаевича Толстого (1841-1847 гг.) в Казани и Казанского университета на его личность и творчество. По мнению Лии Бушканец, с одной стороны — гений проявил бы себя везде и нашел бы пути для самореализации, но с другой стороны — Казань этому очень поспособствовала и, в большей части, Казанский университет.
«Университет — это то место, где формируются мозги и характер. Без университета, который дал мощный толчок, может быть, все это все равно состоялось. Но это было бы позже, медленнее и не так. Честно говоря, Толстой стал студентом Казанского университета по блату. Он провалил один из вступительных экзаменов, и его тетушка, у которой были связи в высшем обществе, договорилась, что ему дозволят в сентябре досдать этот экзамен. Кроме того, он поступил на кафедру, которой даже не было в структуре университета — арабско-турецкой словесности», — рассказала она.
Рассуждая о причинах популярности Толстого, Лия Бушканец подчеркнула: нельзя сказать, что мы и весь мир безумно любим этого классика. Существует множество противоположных точек зрения, а призывы не читать Толстого и не знать его произведения раздаются регулярно, и не только в России.
«Но есть также многие любящие и читающие Толстого. Ощущение молодости Толстого, ощущение, что он всегда оставался бунтарем, анархистом, и то, что он говорил, что человек несет ответственность за свои решения сам, — все это даже больше, чем сами произведения Толстого, делают его очень важной личностью», — убеждена она.
Эксперты также обсудили, «нужно ли мучить школьников «Войной и миром»?
«На мой взгляд, нужно, — подчеркнула Лия Бушканец. — Такая литература заставляет нас думать о том, что делать в трудных жизненных ситуациях. Читая, мы проживаем чужие жизни и учимся тому, что жизнь очень сложна и тяжела. Прятать хорошую тяжелую литературу от детей — опасно для нашего будущего. А хорошая литература всегда тяжелая».
Владимир Курашов представил полярную точку зрения, тем не менее нашедшую одобрение среди собравшейся публики. По его признанию, прочитать в школе «Войну и мир» с первой до последней строчки стоило ему гигантского труда и стало своеобразным мальчишеским подвигом, и в классе кроме него этого не сделал никто.
«Недавно я прочитал «Анну Каренину» полностью — до этого лишь по диагонали. Если бы у меня было право редактора, я бы сократил роман вдвое, что саму идею никак не поменяло бы. Иногда морализм Толстого бьет через край, становится утомительным и затмевает художественность», — выразил он мнение.
По мнению Лии Бушканец, в обсуждении наследия Толстого новаторство отходит на второй план.
«Когда литература о смысле жизни, о главном, то все остальное — например, новаторство в области формы — не так важно. Если говорить о новаторстве, то Толстой пишет прозу, которая как стихи. Такой потрясающей прозы, которая как поэзия, не так много», — убеждена она.
Говоря о необходимости экранизаций произведений Толстого, эксперты сошлись во мнении, что для многих современных молодых людей путь к книге идет именно через экранизацию. При этом многие поддержали высказывание, что экранизация «Анны Карениной» режиссера Джо Райта стала одной из самых удачных.
Алексей Пашкуров подчеркнул, что в контексте XXI веке Толстой может быть интересен не только своими большими романами, но и короткими афоризмами. Например — «счастлив тот, кто счастлив у себя дома» или «ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое. Ведь как просто».
Под занавес ток-шоу Лия Бушканец отметила, что в следующем году планирует провести в образовательном центре «Сириус» в Сочи специализированную смену, посвященную Толстому.