Казанский федеральный университет присоединился к акции Минобрнауки России «Научный полк». На протяжении месяца, по случаю 77-летия Победы, повествует о студентах и преподавателях в годы Великой Отечественной войны, а также вкладе казанских ученых в Великую Победу.
Свой весомый вклад внес и геолог Моисей Герцевич Солодухо. Он поступил на геологическое отделение физико-математического факультета Казанского университета в 1929 году. Учеба в университете была им завершена в 1934 году по специальности «геология» с отличной защитой дипломной работы на тему «Гидрогеологические изыскания в районе Бакирово-Сарабикуловских серных вод». Диплом имел хорошую практическую основу. В феврале 1938 года он поступает на работу в Казанский университет на должность ассистента кафедры палеонтологии и исторической геологии.
В университете на молодого талантливого специалиста обращает внимание заведующий кафедрой палеонтологии, профессор Виктор Чердынцев, выдающийся геолог казанской школы. М.Солодухо сотрудничает с Чердынцевым. В этот период Солодухо активно занимается организацией профсоюзной деятельности факультета. Он совмещает педагогическую работу с научно-исследовательской и производственной, проводит изучение стратиграфии пермских и верхнекаменноугольных отложений Среднего Прикамья, участвуя в геологических работах на Куйбышевском гидроузле.
Педагогическую и научную работу М.Солодухо прервала война. В январе 1942 года он из университета по призыву ушел на фронт в действующую Красную Армию.
В начале февраля 1942 года Моисей Солодухо был направлен на 4-месячные курсы по усовершенствованию командного состава при Военно-транспортной академии Красной Армии им. Л.М.Кагановича. По окончании курсов, в мае того же года, он отправился на Южный фронт, в распоряжение начальника автодорожного отдела 24-й армии. Здесь получил назначение на должность командира взвода технической роты 152-го отдельного мостостроительного батальона. Батальон в это время возводил мост через р.Северный Донец (в Донбассе), так как 24-я армия в составе Южного фронта готовилась к наступательным действиям. Однако в июле немецко-фашистские войска перешли в наступление на Южном фронте.
М.Г.Солодухо принимал участие в тяжелых и продолжительных боях по обороне Кавказа и, совместно с частями 24-й армии, отступал на юг – через Северный Кавказ к Моздоку, а затем к Грозному. В одном из боев при отступлении был сильно контужен от разрыва авиационной бомбы, однако оставался со взводом, которым продолжал командовать.
Моисей Герцевич вспоминал:
«Работать взводному, а тем более рядовому, при наведении переправ приходилось по колено, иногда и по пояс в холодной воде. Мне помогал опыт начальника полевых инженерно-строительных, гидрогеологических разведывательных партий. Через нас проходили и первые, и последние эшелоны отступающих войск. Однажды мы заканчивали строительство переправы через реку, когда налетели немецкие бомбардировщики. Я со старшим лейтенантом Чеминым залег на склоне крутого берега. Одна авиабомба взорвалась у самой береговой кромки. Мы находились метрах в трех-пяти ниже по склону, и нас с лейтенантом сильно тряхнуло, оглушило и завалило землей. Когда выбрались из-под завала, то оказалось, Чемин ранен осколком в руку, а я сильно контужен: голова гудела, из ушей шла кровь, меня валило с ног. В эти дни мы отступали и приходилось много передвигаться на повозках по разбитым дорогам, идти пешком, но самое сложное заключалось в том, что я, почти полностью оглохший, в очень плохом состоянии в течение недели или больше, должен был командовать своим взводом, принимать решения, отдавать распоряжения. Ни о каком медсанбате говорить не приходилось, да и не было его поблизости…»
За участие в Великой Отечественной войне Солодухо был награжден орденом Отечественной войны II степени и медалями: «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», юбилейными медалями: «Двадцать лет Победы», «50 лет Вооруженных сил СССР», «Тридцать лет Победы», «60 лет Вооруженных сил СССР», «Сорок лет Победы», «70 лет Вооруженных сил СССР».
После войны Моисей Герцевич возобновляет активную педагогическую и научно-практическую деятельность: ведет лекционные курсы по исторической геологии, а затем читает лекции по палеонтологии; поддерживает научные и деловые связи в Казани, с институтами АН СССР и различными геологическими организациями Москвы, Ленинграда, Волгограда, Самары, Саратова, Перми, Свердловска, Томска, Актюбинска, Ухты и других городов Союза. Занимается разработкой научной темы «Казанские отложения центральной и южной части Марийско-Вятских поднятий». В дальнейшем, на кафедре, он занимает должности старшего преподавателя, доцента и старшего научного сотрудника.
Моисей Герцевич продолжал трудиться на кафедре исторической геологии и палеонтологии до февраля 1992 года. Когда ему исполнился 81 год, он считался одним из наиболее уважаемых и старейших работающих педагогов и ученых геологического факультета и университета в целом.