Сегодня в шоу-руме Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Казанского федерального университета прошли съемки российского проекта «НаукаPRO» на тему социологии. Экспертами передачи выступили специалисты Института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ. Съемка была посвящена аспектам социологии – формированию науки, ее вопросам.
«На Youtube-канале «НаукаPRO» есть циклы телепередач о том, зачем нужно изучать ту или иную науку. Но до сегодняшнего дня видеоролика об истоках, значении, истории социологии не было. Мы решили исправить эту ситуацию и впервые снимаем передачу, сфокусированную именно на самой науке социологии. «НаукаPRO» – российский проект, мы выезжаем в различные города. До этого наши командировки были только в Москву и Санкт-Петербург. В этот раз приехали в Казань, которая по праву считается третьей столицей России», – отметил соавтор проекта «НаукаPRO» Павел Кучеренко.
В ходе дискуссии ассистент кафедры общей и этнической социологии ИСФНиМК КФУ Лилия Фахретдинова рассказала об истории возникновения науки социологии, о самом термине «социология». Также специалист поведала о великих ученых – Огюсте Конте, Герберте Спенсере, Эмиле Дюркгейме, Максе Вебере, которые внесли большой вклад в эту науку.
«Немецкий социолог Макс Вебер исходит из того, что социологию нельзя строить по модели естественных наук. Потому что общество образовано людьми, совершающими действия на основании индивидуальных представлений, мотивов, переживаний. Действия, которые совершают люди, наделены смыслом. И социология для Макса Вебера – наука, которая изучает действия, наделенные смыслом», – считает Лилия Фахретдинова.
Старший преподаватель кафедры общей и этнической социологии ИСФНиМК КФУ Карина Озерова остановилась на понятии "память" и ее социальных аспектах. Если память – отражение всех событий, которые пережили люди, то может ли быть она быть общей? Этот вопрос волновал исследователей с раннего период развития социологии.
«Сегодня одной из наиболее универсальных классификаций памяти, предложенных культурологом Яном Ассманом, является разделение ее два вида – коммуникативный и культурный. Коммуникативный уровень памяти – тот уровень, где представление о прошлом передается при непосредственном общении, например передача памяти от поколений к поколению, интерпретации через родственников. Культурный уровень памяти – память, закрепленная институционально, например через культурные объекты, транслирующие образ эпохи, событий. Это могут быть книги, фильмы, статьи, музеи. Культурная память более обширная, чем коммуникативная, и существует несколько дольше. Хотя оба вида памяти друг друга дополняют», – говорит эксперт.
Она остановилась и на заблуждениях, связанных с памятью, которые встречаются в социологии. Например, ошибочно думать, что память может быть единой. Для конкретного народа она может разниться. К слову, период правления Иосифа Сталина всеми воспринимается по-разному. Также между памятью и прошлым не существует прямой связи. Социальная память - это не прямое отражение прошлого; что попадает в социальную память – это процесс отбора. Память также не может быть материальной, это не вещь, а процесс. Карина Озерова заключила, что сегодня наша социальная память – результат той культуры, в которой мы живем, вступаем в коммуникацию друг с другом. Исследования памяти сегодня, с одной стороны, это исследования образов прошлого.
Нужно отметить, это первая съемка в рамках «НаукиPRO» в Казанском университете. У организаторов большие планы по сотрудничеству с вузом, потому что у университета хорошо развитая химическая, физическая и другие научные школы.