Модель поведения NEET (Not in Education, Employment or Training), характеризующая молодежь, не занятую ни в образовании, ни в труде, ни в профессиональном обучении, вызывает все больше беспокойства у специалистов. Заведующая кафедрой экономики производства Института управления, экономики и финансов Казанского федерального университета Ольга Демьянова и доцент кафедры клинической психологии и психологии личности Института психологии и образования КФУ Инна Кротова раскрыли глубинные причины этого явления, его влияние на экономику и общество, предложили конкретные решения для возвращения молодых людей в активную профессиональную и социальную жизнь.
По словам Ольги Демьяновой, такая модель поведения охватывает людей трудоспособного возраста (чаще от 15 до 29 лет, иногда до 34), которые временно или постоянно не учатся, не работают и не проходят профессиональное обучение. Несмотря на то что часть молодежи возвращается на рынок труда без риска попасть в теневую занятость, рост числа таких людей становится тревожной тенденцией.
«Согласно данным Международной организации труда, в 2022 году доля NEET-молодежи составляла 23,4 процента в мировом масштабе. В странах ЕС ситуация варьируется от 5 процентов в Нидерландах до более 19 – в Италии и Греции. Особенно высокие показатели наблюдаются в Турции (27,9 процентов), Армении (24,4 процента) и Узбекистане (42 процента). Россия находится в среднем диапазоне, по данным Института экономики и инноваций (2025), доля NEET составляет от 16 до 18 процентов», – рассказала заведующая кафедрой экономики производства.
Термин «NEET» впервые появился в Великобритании в 2000 году, и с тех пор получил развитие в других странах. В США это понятие близко к boomerang kids (взрослые дети, вернувшиеся к родителям), в Японии говорят о людях с «низким желанием», в Южной Корее о социальных животных, а в Китае появились выражения lying flat (лежать плашмя) и tang ping – движения, ориентированные на отказ от гонки достижений и выбор минималистичного, спокойного образа жизни.
В профессиональном контексте Инна Кротова рекомендуют выделять два типа NEET-сотрудников.
«Невовлеченные сотрудники – это сотрудники, чья невовлеченность является реакцией на стремительное социальное развитие, высокую конкуренцию и постоянные требования к эффективности. Они сознательно смещают фокус с внешних ресурсов (достижения, статус, заработок) на внутренние – безопасность, комфорт, внутренний диалог. Таким образом, они выражают свою индивидуальность через новую парадигму социализации и профессионализации, в которой процесс важнее результата, а саморазвитие – это внутренний поиск, а не внешняя борьба. Вторая категория: сотрудники с отсутствием вовлеченности – это те, кто не нуждается в заработке или не видит смысла в условиях труда, которые им не подходят. Они могут сознательно находиться в ожидании благоприятных условий и спокойно уйти с работы, если ожидания не оправдываются», – отметила доцент кафедры клинической психологии и психологии личности.
Присутствие NEET-группы на рынке труда отражается на трех ключевых аспектах: экономике – рост безработицы и снижение налоговых поступлений; образовании – низкий уровень заинтересованности молодежи в развитии навыков; социальной стабильности – повышенная напряженность, увеличение затрат на социальную поддержку и усиление рисков социальной апатии. Таким образом, NEET-поведение негативно влияет не только на экономику, но и на общественные институты в целом.
«Переход молодежи в NEET-состояние может быть вызван сразу несколькими факторами. Это как личностные особенности: инфантильность, переоценка или недооценка собственных способностей, неуверенность в себе, так и социальные обстоятельства: привлекательность семейного быта, воспитание детей, уход за близкими. Цифровизация: развитие фриланса и временной занятости. Психоэмоциональное состояние: выгорание, социальная апатия, временное желание переждать сложный период. Многие молодые люди оказываются в перманентной паузе, не умея адаптироваться к реальным условиям труда», – подчеркнула Демьянова.
Устойчивый поведенческий портрет NEET-сотрудников включает в себя пассивность и осторожность, реактивность (действуют в ответ, а не по инициативе), пессимистичное мировосприятие, предпочтение избегающего поведения, снижение вовлеченности в ответ на давление.
«В исследованиях, использующих модель Big Five, NEET-сотрудники чаще демонстрируют низкий уровень добросовестности и низкую эмоциональную устойчивость. Отчуждение для них становится способом облегчения психологического давления, когда внешние требования превышают внутренний ресурс. В условиях постоянной нестабильности и высокой конкуренции они предпочитают отказ от усилий как способ сохранить психическую устойчивость», – прокомментировала Кротова.
Современные требования работодателей остаются неизменными – дисциплина, самоорганизация, выполнение функционала. Однако рынок становится понятным только тем, кто уже находится внутри системы. Новички часто сталкиваются с разочарованием, неготовностью к рабочей рутине и быстро покидают рабочее место. Компании же тратят ресурсы на найм, адаптацию, наставничество и мотивационные программы, но часто не получают отдачи. Это усугубляет напряженность между ожиданиями бизнеса и возможностями молодежи.
«Социальные сети формируют иллюзию, что успех должен быть моментальным, без ошибок и пауз. У молодежи появляется ощущение, что нужно быть постоянно сильным, продуктивным, неуязвимым. Эта гонка, не имеющая финиша, приводит к информационному шуму, выгоранию и демотивации», – рассказала Ольга Демьянова.
Эксперты рекомендуют развивать цифровую гигиену, учиться фильтровать информацию, заниматься физической активностью и, самое главное – учиться «быть собой». Только так можно сохранить психоэмоциональное здоровье в цифровом мире.
Поведение NEET формируется под воздействием индивидуальных особенностей личности (высокий уровень тревожности, частое переживание стресса, перепады настроения, низкая самооценка), требований к работе (неопределенные или противоречивые ожидания, высокая нагрузка при низкой отдаче, давление на результат), условий труда (отсутствие поддержки, жесткая конкуренция, нехватка безопасности в физическом, финансовом и эмоциональном смысле).
«Главной психологической причиной демотивации является модель социального сравнения. Люди могут столкнуться с ситуацией, когда они долго старались, но не достигли результатов. Внешняя среда меняется слишком быстро, не давая закрепить успех. Достижения других кажутся недостижимыми. В результате возникает личностная депривация – сознательное или бессознательное подавление стремления к развитию. Это становится защитной стратегией – "если я не стремлюсь, я не разочаровываюсь"», – проинформировала Инна Кротова.
NEET-сотрудники – это не проблема, а адаптационная стратегия. Поэтому задача руководителя или HR-специалиста не «исправить», а создать условия, при которых у сотрудника появится ресурс к действию.
«Сотруднику важна личная опора – кто-то, кто поможет разобраться в задачах, поверить в себя, снизить тревогу. В высококонкурентной среде NEET-сотрудники скорее "лягут плашмя", чем будут бороться. Необходимо снижать акценты на сравнение и индивидуальную борьбу, делая упор на сотрудничество и поддержку. Люди склонны повторять поведение за другими, особенно если оно вызывает уважение и доверие. Создание активной среды способствует постепенному вовлечению даже пассивных сотрудников», – пояснила психолог.
Демьянова рекомендует для вовлечения NEET-молодежи в активную профессиональную жизнь внедрить персонализированные программы адаптации, которые включат в себя личное наставничество, психологическую поддержку, гибкий формат работы. Проработка возможности взять «творческий отпуск» как альтернатива NEET-выбору может сохранить молодых сотрудников в кадровом резерве компании. Участие в волонтерской деятельности позволит ощутить свою важность, значимость и нужность. Вовлечение в реальные рабочие процессы уже в школьные годы может стать ключом к формированию устойчивой мотивации.
При частичной или полной перепечатке материала, а также цитировании необходимо ссылаться на пресс-службу КФУ.