В Казанском федеральном университете состоялась открытая лекция «О новых типах медиа: проблемы и вызовы». Мероприятие прошло в рамках «PROНауки в КФУ». Спикером выступил программист, директор по распространению технологий компании «Яндекс» Григорий Бакунов. Модерировал лекцию декан Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ Леонид Толчинский.
В начале лекции Григорий Бакунов рассказал структуре медиапотребления - нынешней и будущей.
«Сегодня большая часть потребления контента происходит в стиле «на заказ». Наблюдается уход от телевидения, газет-журналов. Мир переходит на персональные каналы. Единственный порог, удерживающий многоканальность, – лидеры мнения. Люди «подсаживаются» на те материалы, которые им интересны. Аудитория безостановочно потребляет контент», – отметил лектор.
Г.Бакунов коснулся темы рекомендательного сервиса, который особенно популярен при выборе музыки. Такой инструмент появился в 2007 году. По его словам, «пузырь контента» (по-другому его называют «пузырь фильтров»), создающийся вокруг нас, на несколько порядков больше того пузыря контента, который мы можем создать сами. Это важный этап в современном мире. Сегодняшние рекомендательные алгоритмы намного шире того контента, который человек привык потреблять. Подобные сервисы работают на расширение интереса пользователя.
«В современном мире нет уверенности, что вы общаетесь с живым человеком. Сегодня есть алгоритмы: живой человек пишет заголовок, весь остальной текст статьи пишется автоматически. Это совершенно потрясает любое воображение. Алгоритмы пишут тексты не хуже, чем среднестатистический журналист. Это всего лишь система, которая генерирует текст. Если посмотреть со стороны, мы не сможем отличить данный текст от материала живого автора. Система генерации контента – потрясающее открытие общего человеческого подхода к жизни», – говорит лектор.
Эксперт отмечает, что следующий важный шаг, с точки зрения современных медиа, – это снятие тревоги по поводу того, почему человеку рекомендуется в интернете тот или иной материал. С появлением другого подхода к генерации контента не нужно будет больше выбирать ролики для пользователя, достаточно будет генерировать картинку, которая нужна пользователю.
«Нейроинтерфейсы и системы взаимодействия напрямую с мозгом – следующий этап медиа. Мы приходим к совершенно новому формату. Сейчас все, что мы потребляем, – это визуальная, звуковая, текстовая информация. Через 15-20 лет мысли и знания будут транслироваться в мозг. Звучит немного фантастически. Но 10 лет назад мы не думали, что системы искусственного интеллекта разовьются до нынешнего уровня», – рассказал лектор.
В завершение лекции эксперт дал советы будущим специалистам в сфере медиа:
«Тем, кто сейчас занимается журналистикой, нужно активнее смотреть на нынешние процессы. Сегодня есть много инструментов, помогающих существенно облегчить работу. Если раньше журналист писал один авторский текст в две недели, то сейчас это можно сделать за 4 часа. Это позволяет сделать больше материала. Так будет продолжаться в течение 10-15 лет. Но для того чтобы пользоваться инструментами, нужно учиться этому прямо сейчас. Например, ознакомьтесь с GPT-3 (ИИ-генератор текстов «третьего поколения»), системой BERT (технология, основанная на нейросетях, помогающая понимать и обрабатывать естественный язык; она используется Google для того, чтобы лучше различать контекст в поисковых запросах). Они пока в основном для английского языка. Вам нужно приобретать навыки в области IT и учиться этим инструментам. Если вы не сможете пользоваться современными инструментами для создания материала, то вы отправитесь на свалку истории», – резюмировал Г.Бакунов.
С подробной программой мероприятия и записями лекций можно ознакомиться на сайте «PROНаука в КФУ».