Однодневный онлайн-форум по цифровой трансформации - The Digital Transformation Forum, организованный компанией Times Higher Education в партнерстве с Казанским федеральным университетом, проходит на платформе iVent с участием более чем 2000 ученых и специалистов в области цифровых технологий из разных стран мира.
Открыли мероприятие ректор КФУ Ильшат Гафуров, министр цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан Айрат Хайруллин, директор по управлению знаниями Times Higher Education Фил Бейти и один из ведущих спикеров, лучший специалист в области развития высшего образования, автор первой книги о том, как должен быть построен университет в новую эпоху, Джамиль Салми.
В своей приветственной речи ректор КФУ назвал символичным тот факт, что форум, касающийся обсуждения трендов цифровой трансформации высшей школы проходит в онлайн-формате. Он отдельно остановился на приоритетных для Казанского федерального университета направлениях. В частности, это науки о жизни и здоровье, нефтегазодобыча, нефтегазопереработка и нефтегазохимия, киберфизические и космические технологии, педагогические технологии и комплексные социогуманитарные исследования.
«Данные направления мы определили для себя на основе исследования глобальных вызовов, задач регионального развития и, собственно, потенциала нашего университета», - сообщил Ильшат Гафуров.
Также он заметил, что университет продолжает активно работать в направлении развития действующих и создания новых площадок трансфера технологий для доведения опытных образцов до рынка и масштабирования успешных методических практик, апробированных на образовательных площадках.
Что касается поддержки цифровых преобразований, то КФУ еще в прошлом году приступил к формированию Единого Центра цифровых трансформаций и 18 предметно ориентированных центров во всех своих основных подразделениях.
«По сути, Центр цифровых трансформаций - это подразделение университета, координирующее все виды деятельности в рамках национальной программы «Цифровая экономика»», - пояснил ректор Казанского университета.
По его словам, основными фокусами данного центра являются разработка, развертывание и экспертиза цифровых платформенных решений и платформ искусственного интеллекта в областях медицины, промышленности, беспилотного транспорта, образования, экономики, сферы услуг и других направлений.
Также на его базе активно формируется студенческое конструкторское бюро «Цифровые Платформы», насчитывающее на данный момент более 30 проектов студентов естественнонаучных факультетов.
Кроме того, Ильшат Гафуров акцентировал внимание слушателей на том, что в области образования вуз уверенно удерживает первую позицию в стране в своем классе университетов. И, следуя актуальной повестке, КФУ активно внедряет смешанные технологии обучения за счёт насыщения учебных программ цифровыми образовательными ресурсами.
В завершение ректор КФУ отметил, что университет существенно расширил фокус сегодняшнего мероприятия, выйдя за традиционные рамки исключительно цифровых технологий в образовании и пригласив ведущих экспертов в самых различных областях стремительно развивающейся цифровой экономики.
«Я искренне надеюсь, что сегодняшнее мероприятие позволит всем нам по-новому взглянуть на проблематику органичного встраивания университетов в реалии цифровой экономики, обеспечить обмен инновационными подходами и приток инвестиций в новые сферы научных изысканий, базирующихся на технологиях Индустрии 4.0», - заключил Гафуров.
Директор по управлению знаниями, THE Фил Бейти, в свою очередь, поблагодарил Казанский федеральный университет за организацию данного мероприятия и предоставление прекрасной возможности для сотрудничества.
«Еще недавно мы не могли даже предположить, насколько актуальной будет данная тема. Трагические условия пандемии Covid-19 ускорили наш переход к цифровому будущему, и мы стали фактическими свидетелями этих изменений», - сказал Фил Бейти.
Он поделился мнением о том, что университеты в настоящее время претерпевают очень серьезную трансформацию. Это касается и внутренних процессов - моделей образования, исследовательской деятельности, - а также роли университета в обществе в целом.
«Считаю, что Форум опередил свое время, - заявил Бейти. - Это ключевой момент в истории развития глобальных университетов. И важность данного мероприятия мне видится в том, что здесь и сейчас у нас существует возможность создать единое академическое сообщество, где можно поделиться полезным опытом, своими идеями, практиками, обсудить острые актуальные вопросы и совместно найти пути их решения, отвечая на вызовы времени».
Глава Минцифры РТ Айрат Хайруллин напомнил о лидирующей позиции Республики Татарстан в сфере цифровой трансформации и выразил уверенность в том, что дискуссии, проходящие в рамках Форума, позволят открыть перспективные цифровые решения в области образования, сделать его более практико-ориентированным.
Почетный профессор Университета имени Диего Порталеса Джамиль Салми отдельно поприветствовал ректора КФУ, назвав его практически своим добрым знакомым, поскольку состоит в Международном совете КФУ.
Он посетовал на трудности, с которыми столкнулись вузы и студенты в разгар пандемии и подчеркнул, что сейчас в приоритете – обеспечить безопасность университетского сообщества.
Подробнее в своей лекции Джамиль Салми остановился на вынужденном переходе высшей школы на дистанционный формат, описал все существующие плюсы и минусы спешно формирующейся цифровой образовательной среды и рассказал, что необходимо учесть университетам для создания качественного и эффективного онлайн-образования на своих площадках.
«Мы отвлекаемся на создание новых технологий, однако самое важное - это то, как мы их используем. Университеты должны приспосабливаться к работе в новой реальности и подготавливать к ней своих студентов и преподавателей, - выразил свою позицию профессор. – Цифровой формат требует разработки альтернативных методов оценивания, в том числе выпускных экзаменов, ведения четкого мониторинга качества преподаваемого контента и вовлеченности студентов в образовательный процесс. Также следует оказывать поддержку учащимся, находящимся в более уязвимых обстоятельствах».
Салми добавил, что онлайн-обучение – это не просто сидение перед компьютером и пассивное восприятие информации. Это сложный многоступенчатый процесс, направленный на учащегося, его потребности, вызывающий интерес и высвобождающий внутренний потенциал.
В связи с этим вузам было предложено придумать новые методы стимулирования для студентов, поддерживать в них ощущение принадлежности, находя способы активного включения в дискуссии, где они смогут обмениваться своими идеями.
Справочно
The Digital Transformation Forum проводится с целью изучения развивающейся роли цифровых технологий в преобразовании и сохранении высшего образования во всем мире, а также для того, чтобы университеты могли стратегически анализировать и инвестировать с помощью данных технологий в возможности преобразования своего обучения и научных исследований. Это позволит учреждениям высшего образования идти в ногу со временем и искать новые направления развития.
Одной из ключевых задач мероприятия является создание условий для общения ученых из разных стран мира, работающих в приоритетных для КФУ областях исследований, таких как медицина, нефть и газ, инфокоммуникационные технологии, педагогика. В этой связи основные секции форума будут посвящены этим направлениям.
На обсуждение вынесены следующие вопросы:
- повлияла ли ситуация с Covid-19 на ускорение процесса цифровизации и стимулирование стратегических инноваций;
- сможет ли дистанционное образование оправдать ожидания;
- педагогическое образование в цифровую эпоху - какие навыки необходимы преподавателям, чтобы проводить высококачественные онлайн-курсы;
- как повысить вовлеченность студентов в образовательный процесс;
- как создать и поддерживать успешные коллаборации вузов и бизнеса.
Пленарные сессии форума проходят на основной сцене, параллельные сессии - на тематической сцене. Кроме того, работает виртуальная выставка, где свои материалы представляют КФУ, ТНЕ и спонсоры. В рамках выставки представители КФУ, владеющие английским и китайским языками, проводят консультации участникам форума по вопросам взаимодействия в научной сфере.