В Москве прошло очередное заседание Совета по рассмотрению вопросов и координации деятельности передовых инженерных школ (ПИШ) под председательством главы Минобрнауки России Валерия Фалькова.
Вузы-участники проекта, в числе которых Казанский федеральный университет, представили результаты работы своих ПИШ за 2024 год.
Как сообщил ректор КФУ Ленар Сафин, все ключевые плановые показатели программы развития передовой инженерной школы «КиберАвтоТех» на сегодняшний день полностью выполнены. И здесь огромную роль сыграло активное участие в реализации проекта Республики Татарстан, Министерства промышленности и торговли РФ, а также индустриальных партнеров.
«Основной целью ПИШ КФУ является подготовка инженерных кадров нового типа, способных реализовать прорывные разработки и проводить исследования в области автономных (беспилотных) транспортных средств, высокоэффективных энергоустановок автомобилей на неуглеродном топливе, цифрового моделирования и управления производственными системами автомобилестроения, - пояснил ректор вуза. - В 2024 году мы активно работали в части органичной интеграции 3 ключевых направлений специализации школы в 4 новых опорных для страны национальных проектах технологического лидерства. Речь идет о разработке прорывных технологий по нацпроектам «Транспортная мобильность», «Новые атомные и энергетические технологии», «Новые материалы и химия» и «Средства производства и автоматизации». Включение инициатив школы в квалифицированные заказчики нацпроектов и участие наших якорных индустриальных партеров ПАО «КАМАЗ» и ПАО «Соллерс» подтверждает значимость выбранной стратегии и важную роль ПИШ КФУ в развитии отечественной промышленности».
В настоящее время по каждому направлению совместно с индустриальными партнерами созданы и эффективно действуют сетевые и академические коллаборации. В 2024 году появились 2 центра коллективного пользования, дооснащены современным оборудованием и программным обеспечением 9 специальных образовательных пространств, создано студенческое конструкторское бюро, где студенты разрабатывают необходимую документацию по заказу ПАО «СОЛЛЕРС».
По мнению директора школы «КиберАвтоТех» Дмитрия Панкратова, данный подход позволит на выходе получить востребованного выпускника для предприятий автомобилестроения.
«Успешное решение сложных производственных задач требует от инженера сочетания уникальных профессиональных компетенций, которые можно сформировать за счет обучения по востребованным программам дополнительного профессионального образования. В 2024 году передовая инженерная школа реализовала обучение по 8 практико-ориентированным программам дополнительного профессионального образования для 185 слушателей», — рассказал руководитель ПИШ КФУ.
Также он добавил, что началась системная работа со школьниками. Разработан план мероприятий, который включает в себя «Детский университет», дни открытых дверей, профориентационные занятия в лабораториях ПИШ и создание инженерных классов в школах города. По результатам проведенных мероприятий лучшие абитуриенты поступят в «Школу будущего автомобильного инженера», в которой учащиеся будут проектировать свой первый беспилотный электромобиль и соревноваться между собой.
«Таким образом, в рамках ПИШ активно выстраивается новая модель образования, главные преимущества которой заключаются в адресной и постоянной работе с одаренными детьми через сеть подшефных школ, получении студентами рабочих специальностей уже на 3 курсе обучения, активном включении в научно-исследовательские работы по реальному заказу индустриальных партнеров и в отработке предпринимательских компетенций, позволяющих реализовать обучающемуся свой проект для автомобилестроения как стартап», - сказал Панкратов.
Что касается научных исследований, то представитель ключевого индустриального партнера Казанского университета - исполнительный директор ПАО «КАМАЗ» Ирек Гумеров отметил интенсивное движение инженерной школы вуза в сторону выпуска инновационного продукта.
«Сформирована долгосрочная повестка научных исследований до 2030 года по трем основным направлениям ПИШ КФУ. Например, мы планируем проведение исследований и разработку конструкторских решений по доводке серийных машин под эксплуатацию в арктических условиях до – 60ºС., - поделился Гумеров. - В целом, выработанная стратегия дает предприятию за короткий период времени получить готовый продукт с минимальными затратами, а вузу обеспечить активное участие студентов и молодых ученых в решении реальных задач индустриального партнера».
Напомним, флагманский проект Минобрнауки России «Передовые инженерные школы» реализуется с 2022 года. Сейчас в рамках него созданы 50 таких школ, а к 2030 году, по поручению Президента России Владимира Путина, их количество должно быть увеличено до 100.
С этого года первые 30 школ из 15 регионов, в том числе ПИШ КФУ, по условиям проекта переходят на новый этап финансирования — за счет привлеченных средств индустриальных партнеров вместо бюджетных.
Как заявил глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков, результаты, представленные сегодня командами университетов, показывают, что удалось создать эффективную модель интеграции образования, науки и производства, поэтому настал черед перехода на новый качественный уровень развития.
«Следующим этапом для школ первой волны станет масштабирование их деятельности. Все необходимое для этого есть: современное оборудование, компетенции, налаженные контакты с индустриальными партнерами. Важно, что региональные власти с большим вниманием относятся к развитию передовых инженерных школ в своих городах, понимая их ценность для укрепления отношений высшей школы и реального сектора экономики», — подчеркнул министр.
На данный момент в ПИШ КФУ «КиберАвтоТех» обучаются 227 студентов по 8 уникальным образовательным программам бакалавриата, специалитета и магистратуры таких направлений подготовок, как «Наземный электротранспорт», «Автономные энергетические системы», «Беспилотные транспортные средства», «Автомобильная техника в транспортных технологиях», «Цифровое производство», «Проектирование высокоавтоматизированных транспортных средств», «Технологии интеллектуальных производств».
За 2024 год вуз представил основные достижения по каждому из направлений стратегической специализации школы.
Так, по направлению «Автотранспорт с низким /нулевым углеродным следом» создана технология электрохимической генерации с плотностью тока более 2 Ампер на квадратный сантиметр при 0,6 Ватт. Улучшены экономические и экологические показатели традиционных двигателей ДВС, достигнут КПД более 51%. Данные высокоэффективные энергоустановки создаются для нового поколения автомобилей КАМАЗ с улучшенными потребительскими свойствами.
По направлению «Технологии интеллектуальных производств» разработана методика получения прецизионных шестерен для позиционирования робота с точностью 0,05 мм. В области аддитивных технологий разработаны образцы филамента и выданы рекомендации по технологии изготовления изделий для автомобилестроения методом FDM печати деталей сложной формы. Также проведена модернизация принтера для аддитивной печати изделий с использованием поворотного стола, позволяющего снизить затраты на материал и время печати до 50%, в сравнении с традиционными принтерами.
По направлению «Интеллектуальный автомобиль» для беспилотных автомобилей КАМАЗ разработана интеллектуальная система контроля движения, которая успешно протестирована в логистическом коридоре М-11 «Нева». Данная система позволяет адаптивно оптимизировать логистический план загрузки беспилотных автомобилей с использованием искусственного интеллекта, основанного на мультиагентных технологиях. В мае-июне этого года запланировано проведение испытаний на трассе М-12. В области дизайна разработаны концепты экстерьера и интерьера перспективных автомобилей КАМАЗ.
В 2026-2028 годах планируется открыть совместные инжиниринговые центры с ПАО «СОЛЛЕРС» и с АО «АВТОВАЗ», а также создать научно-производственное объединение по арктическим автомобилям с ПАО «КАМАЗ» и выстроить платформенную коллаборацию с Альянсом отраслевых приложений телематики TIAA (КНР), Сычуаньским университетом, университетом электронной наук и техники города Чэнду.