Известие о том, что японский миллиардер Юсаку Маэдзава станет первым туристом, которому предстоит совершить виток вокруг Луны, мгновенно облетело СМИ.
Руководитель компании SpaceX Илон Маск недавно заявил о том, что ориентировочно через пять лет японец, работающий в индустрии онлайн-моды, сможет исполнить свою мечту – отправиться к Луне на новой ракете компании, которая называется Big Falcon Rocket. Ее строительство уже началось. Сам миллиардер рассчитывает захватить с собой несколько представителей мира искусства, чтобы путешествие к Луне вдохновило их на создание новых произведений.
Эту новость прокомментировал директор Астрономической обсерватории им.В.П.Энгельгардта – Межкафедрального образовательно-научного центра космических исследований и технологий, профессор Института физики Казанского федерального университета Юрий Нефедьев. Он и его коллеги не только много лет занимаются изучением Луны, но и участвуют в создании российской системы навигации на естественном спутнике Земли.
Юрий Анатольевич оптимизма Илона Маска не разделяет: ученый уверен, что такой проект в заявленные сроки осуществить невозможно.
«Надо понимать, что космические аппараты, запускаемые к небесным телам, бывают двух типов: к первому относятся автоматизированные аппараты и зонды, а ко второму – пилотируемые. Если говорить про автоматизированные спутники, то таких миссий космическими державами планируется достаточно много. В ближайшее десятилетие, скорее всего, к Луне отправятся несколько автоматизированных космических аппаратов, – считает профессор КФУ. – Что касается космических туристов, то к спутнику Земли они полетят в лучшем случае через 10 лет, потому что для этого надо решить массу проблем как технического характера, так и связанных с подготовкой людей к экстремальным условиям. Вокруг Луны летать – это не то же самое, что вокруг Земли, это совсем другая система пилотирования. К тому же программа очень дорогостоящая. Облет Луны был осуществлен очень давно, не думаю, что его первым в новой космической эпопее повторит космический турист».
Последний пилотируемый полет в рамках программы НАСА «Аполлон», в ходе которого состоялась шестая высадка людей на Луну, был в далеком 1972 году. С тех пор на Селену (др.-греч. Луна. - прим. ред.) отправляли только автоматизированные аппараты.
В рамках российской лунной миссии в 2019 году планируется запуск аппарата “Луна-25”. Группа селенодезистов Казанского федерального университета участвует в создании российской системы навигации на Луне, в основе которой – такие квантово-оптические системы, как световые лазерные маяки и автоматизированный зенитный телескоп. Их планируется установить на поверхности естественного спутника Земли во время предстоящих лунных миссий.
«Одной из задач этих миссий станет определение параметров физической либрации Луны и параметров ее вращения. Этим также занимаются ученые КФУ», – сообщил Юрий Нефедьев.
Что касается невероятно дорогих пилотируемых полетов, то исследователь Луны уверен: их сегодня можно осуществлять только сообща, в кооперации с другими странами. Следует сказать, что недавно космическими агентствами решался вопрос: нужна ли проблемная пилотируемая космонавтика вообще? Не проще ли все автоматизировать и роботизировать? Но в итоге пришли к выводу, что человек должен присутствовать в космическом пространстве.
«Чтобы доставить большой груз к естественному спутнику Земли, нужна очень мощная сверхтяжелая ракета. Каждый дополнительный человек в космическом корабле – это большое удорожание проекта. В данном случае я посоветовал бы для начала запустить на Луну космический аппарат с автоматизированным зондом, затем выполнить серию миссий с профессиональными космонавтами, а уже потом говорить о космических туристах!» – резюмировал казанский ученый.