Лауреат премии Правительства России в области культуры, известный писатель Владислав Отрошенко выступил сегодня с лекцией «Четыре архетипа писательской судьбы в русской литературе» перед студентами Института филологии и межкультурной коммуникации им.Льва Толстого Казанского федерального университета.
Выступление Владислава Отрошенко в КФУ было организовано в рамках V Молодежного научно-образовательного фестиваля им.Льва Толстого, проходящего в эти дни в Казанском университете. Лектора представил писатель Ильдар Абузяров, куратор арт-резиденции «Старо-Татарская слобода», гостем которой стал Владислав Отрошенко, прославившийся своей «Гоголианой».
В своей лекции в КФУ Владислав Отрошенко раскрыл четыре самые таинственные, до конца не разгаданные события в русской литературе, четыре модели писательской жизни и смерти в России. Это четыре матрицы, в которые укладывается личная судьба русского писателя.
«Четыре архетипа писательской судьбы в России» — не столько лекция, сколько идея, которая меня озарила, когда я изучал разные судьбы. Оказалось, что есть четыре таинственных, до конца не разгаданных события русской литературы, которые по сей день определяют судьбу русского писателя, — отметил Владислав Отрошенко. — Эти четыре события до сих пор изучаются, существует множество версий, почему и как они произошли. Эти события спустя годы остаются в центре внимания исследователей. Как никакие другие, эти события предопределяют четыре предначертанных пути для писателя, четыре матрицы, в которые, так или иначе, укладывается судьба писателей».
Первый архетип, указанный Владиславом Отрошенко — архетип пушкинской судьбы, когда писатель уходит (гибнет после дуэли) на подъеме своих творческих сил. Писатель раскрыл загадочные обстоятельства дуэли Пушкина с Дантесом и не предававшиеся широкой огласке подробности личной жизни последнего. Второй архетип связан с таинственным событием в истории русской литературы — сожжением Николаем Гоголем второго тома «Мертвых душ», олицетворявшим творческую катастрофу. Третий архетип — судьба Сухово-Кобылина, при котором расцвет творчества писателя связан с неволей, ведь именно в тюрьме он пишет свою знаменитую пьесу «Свадьбу Кречинского». И четвертый архетип — «загадочное событие», который иллюстрирует уход Льва Толстого из Ясной Поляны, который намеренно пресекает в себе любые попытки писать чисто художественные произведения.
«Этот четвертый архетип наиболее актуален в наши дни. Я сам был свидетелем того, как многие мои друзья-писатели уходили из творчества, искусства, литературы — кто во имя денег в бизнес, кто-то уходил во имя водки, кто-то во имя политики. Но этот отказ от художественного творчества во имя чего бы то ни было заложено как архетип в этом событии — уходе Толстого из Ясной Поляны, от своей писательской судьбы», — отметил Владислав Отрошенко.
Для справки. Владислав Отрошенко — член ПЕН-Клуба и Союза российских писателей, автор 10 книг прозы и эссеистики. Произведения писателя переведены более чем на десять языков мира, в том числе английский, французский, итальянский, немецкий, китайский и др.
В России творчество писателя отмечено общенациональными премиями Артиада России (1997), Ясная Поляна им.Л.Н.Толстого (2003), Ивана Петровича Белкина за лучшую повесть на русском языке (2004), Горьковской литературной премии (2006). Его произведения вошли в национальную антологию «Современная литература народов России». В разные годы писатель выступал с докладами и лекциями по литературе в университете им.Рабле (Пуатье, Франция), в Римском университете Тор Вергата, в государственных университетах Венеции, Болоньи, Пизы. В 2014 году книга Отрошенко «Гоголиана и другие истории» заняла 1-е место и получила золотую медаль на V Берлинском международном конкурсе «Лучшая книга года 2014». В 2014 году Владиславу Отрошенко была присуждена премия Правительства Российской Федерации в области культуры за книгу «Гоголиана и другие истории».