Мировые СМИ сообщают: астробиолог Дэвид Гринспун и известный американский планетолог, главный исследователь программы New Horizons Алан Штерн предложили изменить определение понятия «планета», чтобы включить в состав планет Плутон. Группа ученых уже обратилась в Международный астрономический союз с просьбой пересмотреть статус этого небесного тела.
Дискуссии о том, что такое Плутон, начались практически сразу после его открытия в 1930 году американским астрономом Клайдом Томбо. Это небесное тело оказалось меньше остальных планет Солнечной системы, его диаметр составляет всего-навсего 2200 километров (диаметр Луны, к примеру, 3477 километров). Орбита Плутона очень вытянутая, полный оборот вокруг Солнца он совершает за 265 земных лет.
На XXVI Ассамблее Международного астрономического союза в 2006 году было пересмотрено определение «планета». Ученые договорились называть планетами космические объекты, вращающиеся вокруг Солнца и способные очистить окрестности своей орбиты от более мелких тел. Плутон был «разжалован» в карликовые планеты, поскольку второму критерию он не соответствовал. С тех пор планет в Солнечной системе официально стало на одну меньше.
Дэвид Гринспун и Алан Штерн уверены: определение «планета» должно быть основано на геофизических особенностях космического тела, а не на его орбитальных характеристиках. Ученые заявили, что планетой может быть любое небесное тело с характерными геологическими и климатическими особенностями. Необходимо, считают они, чтобы космический объект обладал достаточной гравитацией, чтобы иметь шарообразную форму, и состоял из твердых пород, льда или газа. Такая классификация позволяет отнести к планетам и крупные естественные спутники планет.
В Казанском университете исследованием девятой планеты Солнечной системы занимались в 80-е годы Науфаль Ризванов и Юрий Нефедьев.
Мы попросили Юрия Анатольевича, который является руководителем научно-исследовательской лаборатории Космической навигации и планетных исследований, профессором Института физики КФУ и директором Астрономической обсерватории им В.П.Энгельгардта, прокомментировать ситуацию с Плутоном.
«Открытие Плутона было выдающимся событием. Астроном-любитель Клайд Томбо изучил огромное количество снимков звездного неба, чтобы определить, какой объект движется относительно звезд подобно планете. Назвать открытую планету "Плутон" первой предложила Венеция Берни, одиннадцатилетняя школьница из Оксфорда. О том, что Плутон существует, свидетельствовали гравитационные аномалии в перемещениях других планет. Хочу отметить, что Плутон вместе с Меркурием, Венерой и Марсом относится к планетам земного типа. Это означает, что строение Плутона аналогично строению этих планет. Считается, что поверхность Плутона сформирована падением огромного количества комет», – рассказал физик.
По словам Юрия Нефедьева, Плутон лишили статуса планеты необоснованно:
«Десятки лет Плутон считался полноценной девятой планетой Солнечной системы, что является историческим фактом, пока его не приравняли к карликовым планетам. Вычеркивание Плутона из списка полноценных планет подобно заявлению, что лампа Эдисона никакого отношения к лампам не имеет! Да, он не соответствует всем критериям большой планеты, но надо понимать: так сложилось исторически, многие десятилетия астрономы считали его планетой. Исторические события нельзя просто так взять и отменить. Это все равно что сносить памятники по политическим соображениям. Сейчас начались определенные действия по возвращению Плутону его статуса, и я этому рад».
Юрий Анатольевич также отметил, что многие люди продолжают считать Плутон девятой планетой Солнечной системы, о ней знают студенты и школьники.
«Будем надеяться, что справедливость восторжествует, и Плутон “восстановят в правах”. Он очень интересен по своей природе, и изучение этой планеты очень важно с точки зрения исследования динамики небесных тел. Следует сказать, что орбита Плутона меняет свое положение в пространстве, поэтому орбитальное моделирование планеты требует постоянных наблюдений и описывается, скорее, численной, а не аналитической теорией. Плутон имеет пять естественных спутников, самый большой из которых Харон. Плутон и Харон движутся относительно общего барицентра, но, так как масса Харона близка к массе Плутона (они часто рассматриваются как двойная планета), это движение напоминает «коленвал».
При этом Плутон и Харон всегда повернуты друг к другу одной и той же стороной. Самое удивительное, что все современные эфемериды (астрономические таблицы, содержащие заранее вычисленные значения положения небесных тел относительно времени) приводятся как для восьми планет Солнечной системы, так и для Плутона. Так было и во времена, когда он считался полноценной девятой планетой. И это общемировая практика!» - заключил ученый .