Если старшеклассники еще не определились, какие из предметов по выбору они будут сдавать, то сделать это нужно не позднее 1 февраля – в этот день заканчивается прием заявлений на сдачу единого государственного экзамена в 2025 году. О том, как проходит подготовка у обучающихся в лицеях и школе Казанского федерального университета, – в материале Центра медиакоммуникаций КФУ.
В Лицее имени Н.И. Лобачевского КФУ разработана своя система подготовки к госэкзаменам, рассказала заместитель директора по учебной работе лицея Алия Гараева. Методика нацелена прежде всего на повышение качества знаний учеников.
«На начальном этапе проводится диагностика текущего уровня знаний обучающихся. Для этого используются различные методы тестирования, включая пробные экзамены и контрольные работы. Результаты диагностики помогают определить слабые стороны и разработать индивидуальный план подготовки. Далее составляется дорожная карта по подготовке к государственной итоговой аттестации, которая включает дополнительные занятия, диагностические и тренировочные работы, встречи с учениками и их родителями. У обучающихся лицея есть возможность посещать занятия по подготовке к ЕГЭ с 10 класса. Занятия проводятся лучшими преподавателями лицея и Казанского федерального университета по профильным предметам: математике, русскому языку, физике, информатике, химии и биологии», – сообщила Гараева.
Замдиректора Лицея им. Лобачевского отметила, что все диагностические и тренировочные работы проводятся в максимально приближенных к реальным условиях. О графике мероприятий лицеистов оповещают заранее, еще в начале учебного года.
«Учителями-предметниками составляются уникальные контрольно-измерительные материалы. Работы выполняются на бланках ЕГЭ с использованием черных гелевых ручек, таким образом школьники учатся правильно заполнять экзаменационные бланки. Время на выполнение работы выделяется столько же, сколько и на настоящем экзамене. После проверки работ учителями ошибки, допущенные обучающимися во время тренировочного экзамена, разбираются на уроках, а при необходимости создаются группы для индивидуальной коррекционной работы. Результаты каждой тренировочной работы направляются родителям. По итогам тренировочных работ проводятся заседания учебно-методических объединений, а для родителей и детей – круглые столы с участием учителей-предметников и представителей администрации лицея», – пояснила Центру медиакоммуникаций КФУ Алия Гараева.
По ее словам, педагоги лицея регулярно становятся участниками семинаров и обучающих курсов, где знакомятся с изменениями и нормативными документами по проведению ЕГЭ, обсуждают тенденции с коллегами.
В СУНЦ IT-лицее КФУ считают, что главная задача учреждения заключается в планомерном освоении образовательной программы. Акцентирование внимания на предстоящем ЕГЭ оказывает лишнее психологическое давление на учащихся.
«Мы стараемся не нагнетать обстановку. С детьми, вероятно, на эту тему разговаривают родители, они сами смотрят статистику поступления, изучают те вузы, которые выбирают: какие там требования и как могут измениться, например, проходные баллы и так далее. Задача и учителей, и лицея в целом – это планомерно, спокойно работать над освоением школьной программы, при этом она у нас по многим предметам углубленная», – прокомментировала заместитель директора по учебной работе IT-лицея Ирина Багаутдинова.
Для лицеистов проводятся дополнительные занятия, где разбираются наиболее сложные задания и темы, которые могут встретиться на ЕГЭ. Курсы стартуют в 10 классе – по русскому языку, математике и предметам по выбору, и сохраняются в завершающем учебном году, но фокус уже больше на подготовке к экзаменам. Например, ребята, желающие сдать ЕГЭ по информатике, могут посещать двухчасовые занятия два раза в неделю, проинформировала Багаутдинова. Она также добавила, что ребят знакомят с изменениями в контрольно-измерительных материалах, а также тренируют навык тайм-менеджмента.
«Мы регулярно пишем пробные тестирования по предметам. Помимо того, что они позволяют оценить уровень ребенка по конкретной дисциплине в конкретный период времени, они настраивают на работу в режиме временного промежутка, который выделен на ЕГЭ, и учат самому распределять время. Вообще на экзамене очень важно соблюдать тайминг. Можно погрузиться, например, в выполнение первой части и забыть про вторую. Можно писать очень долго сочинение на черновике по русскому языку и не успеть его потом переписать, – напомнила замдиректора IT-лицея КФУ. – К сожалению, бывают единичные случаи, когда выпускник не успевает что-то из черновика переписать в бланки ЕГЭ, а черновики не проверяются, и даже 1–2 балла, которые ребенок теряет в этом случае, могут быть для него решающими при поступлении на востребованные специальности».
И. Багаутдинова также рассказала, что в лицее практикуют пробные тестирования в выездном формате и интенсивы. Такой формат, уверена она, погружает ребят в более приближенную к реальной обстановку. Отдельное внимание уделяется психологической подготовке лицеистов. К работе хотят привлечь спортивного психолога, – опыт показал, что порой навыки, характер, закалка, концентрация, самообладание, сформированные благодаря профессиональному спорту, помогают выиграть и за школьной партой.
«Мы и так создаем для детей достаточно высокий уровень сложности школьных программ, заданий по ЕГЭ, количество домашних заданий и так далее, здесь важно, чтобы они были морально готовы к этому. Сохранение физического и психического здоровья, поддержка – одна из основных наших задач», – заключила Ирина Багаутдинова.
Как отмечают в школе «Университетская» Елабужского института КФУ, на сегодняшний день каждый выпускник свой выбор уже сделал.
«В этом году у нас выпускается два 11 класса – по социально-экономическому профилю и технологическому, где углубленно изучаются физика и математика. В качестве предметов по выбору, помимо основных, обучающиеся выбрали английский язык, обществознание, физику, информатику», – говорит исполняющая обязанности директора школы «Университетская» Анна Зеленовская.
Сейчас одиннадцатиклассники усиленно готовятся к сдаче единого государственного экзамена. В этом им, конечно, помогают учителя.
«Традиционно в школе проводятся дополнительные занятия по предметам, которые ребята выбрали для сдачи, создан график, дети с ним ознакомлены. Определены полные учебные дни, в которые обучающиеся идут на допзанятия после уроков», − сообщила и.о. директора «Университетской».
С ребятами, помимо школьных учителей, работают и преподаватели Елабужского института, они проводят лекции по темам, которые чаще всего вызывают затруднения у ребят. Также ученики школы пользуются материальной базой вуза, особенно это важно для тех, кто заинтересован в углубленном изучении физики и информатики. Для обучающихся также доступны площадка и ресурсы Дома научной коллаборации им. К.А. Валиева ЕИ КФУ.
«Такая совместная работа играет огромную роль, она дает возможность ребятам получить хорошие знания, благодаря чему нас радуют их результаты. В прошлом году школа выпустила 8 золотых и 1 серебряного медалиста», − рассказала Зеленовская.
Напомним, что на базе Казанского университета функционирует Учебно-методический центр тестирования и подготовки к ЕГЭ, ОГЭ, а также внутренним вступительным испытаниям в КФУ и другие ведущие вузы РТ и РФ. Очные (вечерние) курсы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ проходят учащиеся 9, 10 и 11 классов, а также лица, имеющие среднее образование. Обучение построено в формате групповых занятий и длится с октября по май включительно.
Заявление для сдачи единого госэкзамена выпускники этого года могут подать в собственной школе, завершающие обучение экстерном − в образовательной организации по выбору, а выпускники прошлых лет – в отделе образования по месту жительства. Школьнику для подачи заявления нужен только паспорт. Если одиннадцатиклассник не может прийти сам, право заполнить документы есть у родителей и доверенных лиц. Для выпускников прошлых лет список обширнее: оригинал и копия паспорта, оригинал либо заверенная копия документа об образовании, СНИЛС.
Приемная кампания в российские вузы в 2025 году стартует 20 июня.