30–31 мая в Самаре проходит совещание проректоров вузов России по международной деятельности с участием заместителя министра науки и высшего образования Российской Федерации Константина Могилевского.
На встрече обсуждается широкий круг вопросов развития международной деятельности университетов, организации международных мероприятий, привлечения иностранных студентов.
В рамках своего доклада заместитель министра особый акцент сделал на определенной в рамках указа Президента Российской Федерации национальной цели по достижению показателя – не менее 500 тысяч иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, к 2030 году. Достижение данного показателя будет требовать консолидированных усилий не только вузов, но и регионов России и федерального центра. Особый акцент был сделан на развитии филиальной сети российских университетов, в том числе на прорывном характере проекта по созданию филиала КФУ в г. Каире.
Первая панельная дискуссия была посвящена вопросам консолидации усилий университетов и регионов страны в части реализации международных стратегий. Ее модератором выступил проректор Казанского федерального университета по внешним связям Тимирхан Алишев.
«В рамках панельной дискуссии были обозначены возможные плюсы и минусы привлечения иностранных студентов для регионов, а также шла речь о трансформациях, которые должны в них происходить в связи с приездом иностранных обучающихся, связанные с инфраструктурным развитием, созданием новых сервисов, социокультурной адаптацией, возможным трудоустройством студентов», – прокомментировал проректор КФУ.
Отдельно был представлен опыт Республики Татарстан в части позиционирования региона как привлекательного для жизни и обучения, а также его университетов как площадок реализации образовательных и профессиональных траекторий. Сегодня в Татарстане обучается более 22 тысяч иностранных студентов, и по этому показателю он занимает третье место в Российской Федерации, что делает вопросы адаптации зарубежных обучающихся актуальными. При этом в регионе формируется достаточно комплексная система работы с иностранными обучающимися, которая включает в себя работу как на уровне университетов, так и на уровне национально-культурных автономий и профильных ведомств регионального и федерального уровня.
Итоги дискуссий должны войти в методические рекомендации для профильных служб университетов России по реализации международной деятельности в сфере высшего образования и науки.