С 13 по 18 апреля в Нью-Йорке прошла крупнейшая международная конференция в области образования AERA (Американская ассоциация исследований в области образования), в которой принял участие ученый Института психологии и образования КФУ.
Отбор на AERA очень серьезный — порядка 15 тысяч ученых со всего мира участвуют в этой конференции. И факт, что доцент кафедры психологии личности ИПО КФУ Елена Ибрагимова выступила на конференции с двумя докладами, свидетельствует об интересе к поднимаемым в исследованиях нашего ученого проблемам.
«Темы моих докладов «Кодирование значений и лингвистический анализ математических знаний преподавателей и учащихся средней школы» и «Изучение концептуальных метафор бесконечности у студентов, занимающихся математическим анализом» являются результатами совместного на стыке педагогики и психологии исследования ученых Казанского университета и Техасского университета в Эль-Пасо (США). Руководил исследованием доктор педагогических наук, профессор кафедры высшей математики и кафедры подготовки учителей Техасского университета Мурат Чошанов», – пояснила Елена Николаевна.
Кросс-культурное исследование не только показывает особенности преподавания математики в США и России с их сильными и слабыми сторонами преподавания, но и дает возможность многомерно взглянуть на проблему – узнать опыт коллег, чтобы использовать лучшее.
Результатами сотрудничества ученых КФУ и Университета Техаса в Эль-Пасо уже стали публикации в крупных высокорейтинговых научных журналах в сфере педагогики и психологии.
Так, в научном журнале первого квартиля (Q1) Journal of Mathematical Behavior опубликована статья “Analyzing connections between teacher and student topic–specific knowledge of lower secondary mathematics” – “Анализ связи между предметными знаниями учителя и ученика по конкретным темам математики среднего звена школы”, а в научном журнале “International Journal of Science and Mathematics Education” вышла статья «Examination of Lower Secondary Mathematics Teachers’ Content Knowledge and Its Connection to Students’ Performance» – «Исследование предметных знаний учителя математики среднего звена школы и их влияние на уровень обученности школьников».
Однако совместная работа на этом не заканчивается. В планах международной группы ученых — исследование по изучению отношения учителей к ошибкам (к ситуациям, когда ошибаются ученики, и когда ошибаются сами учителя) и влияния отношения к ошибкам на эффективность педагогической деятельности. Результаты дадут возможность сравнить содержание психолого-педагогической составляющей компетентности учителей США и России в выбранных аспектах.
Добавим, что эти исследования КФУ реализует в рамках приоритетного направления развития (САЕ) «Учитель XXI века», направленного на создание универсальной модели педагогического образования с учетом самых передовых разработок в этой области.
Для справки. АЕRA является авторитетной международной профессиональной организацией, ставящей своей основной целью проведение исследований и их внедрение в области образования. В нее входит более 25 000 участников: лиц, занимающихся педагогической деятельностью, управленческих кадров, работающих в сфере образования, руководителей НИР, лиц, задействованных в работе по тестированию и оценке на федеральном, государственном уровне и на уровне местных агентств, советников, оценщиков, аспирантов, ученых, изучающих «поведенческие» науки.