Участие в соответствующем семинаре, прошедшем 12 декабря на базе Санкт-Петербургского государственного университета под руководством декана Восточного факультета, академика РАН, почетного доктора Казанского университета Михаила Пиотровского, принял директор Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ Рамиль Хайрутдинов.
Надо сказать, 2017 год является особенным для истории российского исламского образования. Он войдет в нее как год завершения почти тридцатилетнего процесса выстраивания системы мусульманского образования в России, итог которому подвело открытие Болгарской исламской академии. Теперь граждане страны имеют возможность получать религиозные знания от самых азов – на примечетских курсах по исламскому воспитанию, и до самых вершин – обучаясь в аспирантуре и докторантуре на базе академии.
Однако подведение итогов процесса формирования самой системы исламского образования отнюдь не означает завершения работы в целом. Предстоит сделать еще очень многое, и задача по формированию актуального учебно-методического сопровождения деятельности всех образовательных учреждений, входящих в созданную структуру мусульманского образования, по-прежнему остро стоит на повестке дня.
«Как верующие, так и представители академического сообщества признают, что ислам, который хоть и сохраняет свою неизменную основу в виде веры в единого Аллаха и высоких этических норм, всегда существует в определенном времени и пространстве. Труд многих тысяч мусульманских ученых, написавших миллионы страниц богословских трактатов, свидетельствует о том, что понимание различных религиозных вопросов не стоит на месте. Каждый народ, каждая эпоха находит в неизменных источниках ислама свои смыслы и свои ответы. В этой связи и мусульманское образование, которое выстраивается в России, не может не учитывать эволюционность процессов постижения ислама мусульманскими народами, населяющими нашу страну, - подчеркнул Рамиль Хайрутдинов.
Отсутствие внимания к такого рода процессам и отсутствие понимания серьезности вопроса формирования цельной образовательной системы по специально разработанным российским стандартам, несомненно, привело бы к нивелированию результатов всей проведенной работы. Ведь в построенной системе образования в приоритете по-прежнему оставались бы зарубежные учебники и зарубежные преподаватели. Ситуация сегодня находится под контролем, как со стороны Министерства образования и науки РФ, так и со стороны общества, что крайне важно.
Первые достигнутые результаты, безусловно, радуют – уже сегодня опубликован ряд необходимых учебно-методических комплексов и пособий. Однако речь идет не о количестве, а о качестве – о том, чтобы создать условия для качественной подготовки специалистов в рамках системы исламского образования».
Важно отметить, что шаги, уже предпринимаемые в этом направлении Министерством образования и науки РФ и вузами-партнерами в рамках программы по подготовке специалистов с углубленным изучением истории и культуры ислама, несомненно, приносят свои плоды. Одним из наиболее важных результатов можно назвать то, что сегодня, наконец, наступил период, когда представители светских и религиозных образовательных учреждений начали действительно слышать друг друга и смогли выстроить полноценный диалог.
К слову, опыт КФУ во взаимодействии с Российским исламским институтом, Казанским исламским университетом и Болгарской исламской академией признан в этом отношении ценным и стал примером эффективного сотрудничества светского вуза и религиозных образовательных учреждений в масштабе всей России. Таким образом, дистанция, которая была раньше катастрофически огромной, постепенно сокращается. Однако еще предстоит синхронизировать действия всех образовательных учреждений, ведь сейчас в стране существует 90 духовных управлений мусульман, и каждое из них имеет свой собственный так называемый совет улемов – центр, который рекомендует те или иные материалы для обучения в рамках примечетских курсов, медресе.
В завершение стоит отметить, что у специалистов КФУ уже есть конкретные предложения по дальнейшему развитию программы подготовки специалистов с углубленным изучением истории и культуры ислама – они будут озвучены ректором КФУ Ильшатом Гафуровым в рамках традиционного итогового совещания по реализации программы, которое пройдет в Министерстве образования и науки РФ при участии министра Ольги Васильевой во второй половине декабря.
Остается добавить, что в рамках совещания также были подтверждены ранее достигнутые договоренности с Восточным факультетом СПбГУ о проведении совместных совещаний, круглых столов и методических семинаров в области преподавания арабского языка. Весной 2018 года для участия в упомянутых мероприятиях в стенах Института международных отношений, истории и востоковедения КФУ приедут специалисты кафедры арабской филологии во главе с заведующим кафедрой Олегом Редькиным.