Двое представителей Казанского федерального университета – доцент кафедры радиофизики Института физики Александр Шемахин и ведущий научный сотрудник Химического института имени А.М. Бутлерова Казанского федерального университета Павел Падня – приняли участие в Программе развития кадрового управленческого резерва в области науки, технологий и высшего образования.
Программа прошла в соответствии с поручением Президента Российской Федерации на базе Высшей школы государственного управления Президентской академии и Научно-технологического университета «Сириус» в партнерстве с ведущими российскими образовательными центрами.
«Занятия проходили в пяти городах: Сочи, Санкт-Петербурге, Москве, Тюмени и Тобольске. Лекции вели ректоры вузов, депутаты Государственной думы, ведущие ученые, представители промышленности и Администрации Президента РФ и других органов власти, специалисты по коммуникациям», – рассказал Центру медиакоммуникаций КФУ Александр Шемахин.
Программа включала в себя четыре модуля, посвященных цифровой трансформации научной отрасли, принципам эффективного менеджмента, стратегическому управлению вузом, научно-технологической деятельности.
«Нас учили тому, как управлять научными подразделениями, кооперацией с производством, работе со СМИ, также был блок по бюджетированию, взаимодействию с региональными и федеральными органами власти, блок разработки и ведению проектов и блок командообразования для совершенствования профессиональных коммуникаций. Также в рамках программы наша команда из 9 человек разрабатывала проект, связанный с увеличением возраста активного долголетия и продолжительности жизни. Это один из вызовов, сформулированный в послании Президента Владимира Путина. Он очень важен как для нашей страны, так и для всего мира. Уверен, навыки полученные мной на этой программе, принесут пользу нашему университету», – поделился А. Шемахин.
Основной целью проекта является обучение навыкам управления в науке и образовании, создание вертикальных и горизонтальных связей.
«Обучение проходило в течение нескольких месяцев – с октября 2023 года по март 2024 года. За это время участники программы прослушали более 200 часов лекций, семинаров, тренингов и мастер-классов. Также в рамках сотрудничества с промышленностью и бизнесом проводились выездные мероприятия на ведущие технологические компании нашей страны. Я, как и большинство участников, также отметил для себе дополнительный немаловажный фактор – это знакомство с коллегами из разных регионов нашей страны и совместная проектная работа. Начиная с первого модуля, "горизонтальные" связи способствовали обмену профессиональным опытом, что привело к лучшей коммуникации не только между участниками программы, но также и их организациями. При этом значительная часть работы была запланирована на межмодульное время, что позволило командам научиться работать в дистанционном формате, распределяя обязанности и координировать предложенные решения. Я уверен, что приобретенный опыт и полученные навыки помогут мне в моей научной и образовательной деятельности, и я смогу принести пользу Казанскому федеральному университету», – сообщил участник программы Павел Падня.
Также в рамках реализации программы участники разделились на семь команд, каждая из которых выбрала актуальную для нашей страны проблему и предложила ее решение. Работы были посвящены темам: активного долголетия, вовлеченности науки в высокотехнологичный бизнес, производственной аспирантуре, переработке возобновляемого сырья, адаптации экономики и населения к климатическим изменениями, а также развития аграрной отрасли, региональной и местной сети малой авиации.
«Команда, в которой я участвовал, выбрала тему адаптации экономики и населения регионов РФ к климатическим изменениями, которые неизбежны и уже происходят вокруг нас. Наша совместная проектная работа способствовала развитию навыков коммуникации между участниками из совершенно разных областей науки, что привело к синергетическому эффекту», – добавил П. Падня.
После прохождения программы все участники проекта получили сертификаты о повышении квалификации.
Напомним, что на базе Казанского федерального университета проходил третий образовательный модуль Программы развития кадрового управленческого резерва в области науки, технологий и высшего образования.