В Казани состоялось открытие первого в Татарстане полилингвального образовательного комплекса «Адымнар» - уникального для российских реалий проекта, курируемого Государственным советником Татарстана Минтимером Шаймиевым.
Проектная мощность полилингвального комплекса, расположенного на улице Бондаренко, рассчитана на 2504 обучающихся.
Директор общеобразовательной школы № 165 с углубленным изучением английского языка, выбранной в качестве базовой для создания первого полилингвального образовательного комплекса в Казани, Айдар Шамсутдинов отметил, что преподавание отдельных предметов будет вестись на английском языке: с третьего класса - преподавание музыки и технологии, с седьмого класса - биологии, географии и математики.
Полилингвальный образовательный комплекс работает в режиме полного дня: здесь каждый ученик может выбрать свою образовательную траекторию, удовлетворить потребность в изучении родных языков и углубленном изучении иностранных языков. Вторую половину дня учащихся планируется заполнить всевозможными курсами по различным направлениям.
Для комплекса «Адымнар» педагоги Казанского федерального университета разрабатывают уникальную программу внеурочной деятельности. В частности, она включает в себя такие направления, как «История Республики Татарстан», «Художественная культура Татарстана», "Литературное чтение на английском языке".
Программу курса "Философия согласия" и "Родительский университет" разрабатывают ученые Института психологии и образования. С просьбой о разработке специальных учебно-методических комплектов Айдар Шамсутдинов лично обратился к профессору, завкафедрой педагогики ИПО Розе Валеевой и профессору, завкафедрой начального образования ИПО Венере Закировой.
"Внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе, - пояснила Роза Алексеевна. – Рабочая программа внеурочной деятельности «Философия согласия» обусловлена необходимостью социализации школьников, воспитания уважительного отношения к культурным различиям и подготовки школьников к жизни в поликультурной среде".
Преподаватели ИПО разработали модель социального воспитания школьников. Для первоклашек это курс « Я - ученик», для 2 класса - «Я и моя семья», для третьеклассников - «Я и другие».
"Мы старались охватить все темы, связанные с освоением социальных, культурных, нравственных правил поведения и закономерностей общественной жизни, развитием социальной компетентности: я в коллективе, я – житель города, я - личность, я – будущий профессионал, я – человек мира", - считают они.
Распределение социальных ролей по классам - условное, поскольку, в той или иной мере, все социальные роли будут формироваться на всех ступенях социализации.
Правильнее говорить о том, что на определенном возрастном этапе целесообразнее больше внимания уделять формированию определенной социальной роли. Например, пятиклассникам с переходом в основную школу, как правило, требуется адаптация к новым условиям обучения. Они чаще испытывают потребность в общении, именно в этом возрасте начинает преобладать новый вид деятельности - общение, которая замещает игровую деятельность. Чтобы помочь пятиклассникам конструктивно общаться, взаимодействовать, актуально в данном возрасте формировать коммуникативную функцию. Развитие правовой функции позволит освоить правила поведения в школе, на улице, в обществе, правильно выстраивать коммуникацию с людьми.
По словам разработчиков курса, успешная социализация - одно из условий подготовки школьников, способных возродить общество и духовность нации и развить идею государственности, обращенную к человеку.
Планируется, что программа будет реализовываться в три этапа: вначале будут актуализироваться житейские знания и имеющийся у подростков опыт (в этой части применяются психологические упражнения, а также фрагменты литературных произведений, аудио- и видеоматериалы), потом будет проводиться работа по формированию новых представлений (использование ролевых игр, работа в группах, создание проектов, решение проблемных ситуаций и пр.), и, наконец, на заключительном этапе школьниками будет отрабатываться личная стратегия поведения и осмысление полученного опыта.
Для успешного развития ребенка важно взаимодействие трех коллективов: детей, родителей и педагогов. Поэтому еще одним направлением, которым занимаются для полилингвального комплекса преподаватели ИПО КФУ, стала учебно-методическая программа «Родительские университеты: « Я – активный родитель!».
Родительские университеты - это форма активного обучения родителей приемам воспитания, взаимодействия и сопровождения детей в поликультурной среде. В задачи родительского университета входит развитие активного участия родителей в жизни своих детей, семьи и взаимодействия со школой и предоставление родителям знаний о психологическом, физическом, интеллектуальном развитии ребенка на каждом возрастном этапе его жизни, с целью выработки навыков оценки психического состояния детей и контроля за их психическим здоровьем и поведением в обществе.
Разрабатываемая программа рассчитана на один год обучения и содержит 10 занятий для родителей каждого класса (параллели).
На сегодняшний день преподавателями ИПО уже разработаны учебно-методические комплекты, которые планируется издать в конце 2020 года. Использование методичек возможно в будущем не только в новом полилингвальном образовательном комплексе "Адымнар", но и в школах республики.