Благотворительный фонд Владимира Потанина подвел итоги грантового конкурса для преподавателей магистратуры. Казанский федеральный университет – в лидерах по числу поданных и поддержанных заявок, отмечены 5 проектов вуза.
В этом сезоне поддержку получат 150 инициатив, направленных на редизайн и трансформацию образовательных продуктов.
«В заявках особенно заметен рост интереса преподавателей к цифровым технологиям: создаются цифровые двойники, симуляторы, тренажеры, внедряются элементы геймификации. Искусственный интеллект уже задействован в почти трети проектов-победителей – причем не только как объект изучения, но и как инструмент обучения. Участники конкурса активно использовали ИИ и при подготовке заявок, – отметила генеральный директор фонда Потанина Оксана Орачева. – Уверены, что реализация проектов победителей поможет готовить востребованных, конкурентоспособных специалистов».
Интерес к конкурсу проявили 1290 преподавателей. Всего поступило 574 заявки из 68 вузов. В число вузов-лидеров по количеству допущенных к экспертизе заявок вошел и Казанский университет (24). Он также лидирует и по количеству проектов-победителей.
Гранты в размере до 500 тысяч рублей получат 5 представителей КФУ: заведующая кафедрой психологии и педагогики специального образования Института психологии и образования Анна Ахметзянова (проект «Цифровая практика дефектолога: ранняя помощь детям с ОВЗ»), профессор кафедры педагогики высшей школы ИПО Татьяна Баклашова (проект «Качественные и качественно-количественные методы в педагогическом эксперименте»), старший преподаватель кафедры инноваций и инвестиций Института управления, экономики и финансов Максуд Маъруфи (проект «Редизайн образовательной дисциплины "Теория решения изобретательских задач в IT"»), профессор кафедры учета, анализа и аудита ИУЭФ Фирдаус Харисова (проект «Редизайн курса "Внутренний корпоративный контроль и аудит по стандартам IIA и AAIOFI"»), доцент кафедры природообустройства и водопользования ИУЭФ Иршат Шигапов (проект «Редизайн курса "Компьютерные технологии в природообустройстве"»). В резервном списке победителей – доцент кафедры информационных систем Института вычислительной математики и информационных технологий КФУ Чулпан Миннегалиева (проект «Редизайн курса "Информационные системы в образовании"»).
«Опыт российских и зарубежных ученых показывает, что своевременная дефектологическая помощь способна предупредить появление вторичных отклонений и обеспечить максимальное развитие потенциала ребенка, – говорит Ахметзянова. – Реализация стандартов раннего вмешательства невозможна без современной системы подготовки дефектологов. В Казанском федеральном университете в 2025 году открывается магистерская программа "Сопровождение детей раннего возраста с нарушениями развития", в результате освоения которой обучающиеся получат знания и навыки по основным направлениям профессиональной деятельности педагога-дефектолога для работы с детьми с ОВЗ».
В команду проекта также вошли старший преподаватель психологии и педагогики специального образования ИПО Зарема Егорова и доцент кафедры Татьяна Корнийченко. В целях подготовки магистрантов будет создан онлайн-симулятор, который предоставляет возможность воссоздания (симуляции) в учебных целях эпизодов диагностического этапа профессиональной деятельности дефектолога и этапа подбора адекватных выявленному нарушению коррекционных упражнений. К слову, стратегию и темп обучения сможет выбрать сам студент. Кроме этого, он получит возможность неоднократно прослушивать речевой материал, что в реальной практике невозможно. Преподаватели программы смогут оценить уровень сформированных компетенций в упрощенном, автоматизированном формате.
«Первый поддержанный в этом направлении проект – бесплатный онлайн-курс для родителей «Мама знает! Пора говорить». Он поддержан Фондом президентских грантов. В нем мы ставили задачу просвещения родителей детей с риском возникновения нарушений. Но работать нужно не только с родителями, поэтому к этой работе мы готовим и дефектологов», – сообщила завкафедрой ИПО.
В ходе реализации гранта экспертами кафедры инноваций и инвестиций Института управления, экономики и финансов будет сформирован набор практических инструментов для выявления и преодоления системных, управленческих и технических противоречий при решении изобретательских задач в ИТ-сфере.
«Проект направлен на редизайн образовательной дисциплины через ее адаптацию применительно к условиям реализации в контексте цифровой экономики и нацелен на две категории аудитории – это обучающиеся бизнес-ориентированных образовательных программ, сосредоточенных на подготовке кадров для цифровой экономики, и студенты образовательных программ ИТ-направленности», – рассказал Центру медиакоммуникаций КФУ М. Маъруфи.
Отметим, что самыми популярными направлениями конкурса стали педагогическое образование, менеджмент, информатика и вычислительная техника, экономика, информационные системы и технологии, психология, история. Получившие поддержку инициативы преподавателей нацелены на изменения в образовательной сфере. Особое внимание авторы уделили студентоцентричности, междисциплинарности, актуализации содержания и гибкому управлению образовательным контентом.
Срок реализации проектов – 12 месяцев.
Ранее сообщалось, что магистранты КФУ стали победителями стипендиального конкурса фонда Потанина.