Сегодня, 9 июня, завершил свою работу VI Международный форум по педагогическому образованию (vIFTE-2020), который в этом году Казанский федеральный университет в связи с пандемией коронавируса проводил в новом виртуальном формате.
В рамках закрытия форума в Институте психологии и образования КФУ состоялся пресс-тур «VR-тур в будущее с Казанским университетом», в ходе которого представителям СМИ были продемонстрированы технологии виртуальной реальности для обучения будущих педагогов. Журналистов ознакомили с инновационной системой подготовки учителей в КФУ, сочетающей возможности профильного педагогического института и классического университета. Также была предоставлена уникальная возможность протестировать на себе шлем виртуальной реальности, чтобы собственными глазами увидеть, как проходят занятия в формате VR.
После ознакомительной экскурсии по технически оснащенным кабинетам института, ректор КФУ Ильшат Гафуров и директор ИПО Айдар Калимуллин ответили журналистам на ряд вопросов.
Ректор КФУ отметил, что современные виртуальные технологии способствуют более глубокому пониманию всех социальных, научно-исследовательских и образовательных процессов, которые происходят в мире. Сегодня же на площадке Института психологии и образования были продемонстрированы возможности использования всех этих новшеств для подготовки педагогических кадров.
«Здесь делается все, чтобы переход из университета в школу осуществлялся за достаточно короткое время. Учась на старших курсах, студенты должны быть уже адаптированы к работе с будущими нашими абитуриентами и транслировать на школьные платформы новые полученные знания и современные методики», - пояснил Ильшат Гафуров.
Также он добавил, что проведение в онлайн-режиме таких масштабных конференций, как Международный форум по педагогическому образованию, дает дополнительный толчок к развитию университета.
«Это первая конференция такого рода и масштаба, которая была проведена в Российской Федерации. Мы проделали колоссальную работу, и результаты оказались самыми положительными. Сегодня в форуме принимали участие около 900 ученых из 275 университетов России и мира, насчитывалось более 32 000 входов, что невозможно организовать в оффлайн-формате. Думаю, что после окончания пандемии мы будем продолжать проводить часть подобных мероприятий в режиме онлайн», - заключил ректор КФУ.
Ильшат Гафуров выразил предположение, что и после улучшения эпидемиологической ситуации процессы цифровизации не остановятся. Однако благодаря тому, что цифровые технологии были внедрены в КФУ еще задолго до введения всех ограничительных мер, эти процессы для университета пройдут достаточно безболезненно.
«Вынужденный переход на дистанционное обучение уже показал, что большая часть преподавателей оказалась к этому готова. Многие имели свои собственные наработки, многие освоили программы за достаточно короткое время, и основной контингент учащихся оценил положительно организацию образовательного процесса в онлайн-формате. Все это говорит о том, что мы неплохо подготовились», - сказал Гафуров.
Ректор подчеркнул, что онлайн-обучение дает ряд возможностей для получения более обширного многопрофильного образования, прохождения дополнительных программ по 2-3 предметным областям. Можно параллельно проходить различные курсы, пользоваться качественными структурированными цифровыми образовательными ресурсами по всем направлениям собственного вуза и других ведущих университетов страны и мира, которые будут находиться в свободном доступе.
«Онлайн-обучение станет сопутствующим пакетом программ для более глубокого изучения. Также оно позволит сэкономить ресурсы преподавателям для исследовательской деятельности, а учащимся поможет выбрать индивидуальную траекторию. Наши студенты должны иметь возможность выбирать со второго, третьего курса другие специальности, другие направления. Без наличия онлайн-обучения говорить об индивидуализации программ подготовки не приходится», - поделился с журналистами своим видением ректор КФУ.
Тем не менее, Ильшат Гафуров акцентировал внимание на том, что онлайн-обучение полностью не заменит классический образовательный процесс. По мнению ректора, будет некая смешанная модель, так как по многим направлениям деятельности невозможно работать дистанционно. Так, например, только реально участвуя во многих научных разработках и исследованиях, находясь рядом с высококвалифицированным преподавателем, студент сможет сформироваться как научный сотрудник.