Сегодня в Казани начала работу V Международная научно-практическая конференция ITS Forum – Kazan-2018 «Современные проблемы безопасности жизнедеятельности: интеллектуальные транспортные системы и ситуационные центры». В работе форума принимают участие представители 9 стран.
В течение двух дней в конференц-залах ГТРК «Корстон» ведущие российские и зарубежные специалисты, ученые, инженеры-разработчики и эксперты в области развития транспортных систем будут обсуждать перспективные направления научных исследований и практические результаты в вопросах безопасности и организации дорожного движения.
В работе форума принимают участие Президент Татарстана Рустам Минниханов, первый заместитель начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ Владимир Швецов, Премьер-министр РТ Алексей Песошин, гендиректор ЭРТИКО ИТС Европы (Бельгия) Якоб Бангсгаард и другие официальные лица. От Казанского федерального университета на открытии пленарного заседания присутствовал первый проректор Рияз Минзарипов.
До начала пленарного заседания Рустам Минниханов и сопровождающие лица ознакомились с экспозицией специализированной выставки. Не прошел глава республики и мимо стенда Казанского федерального университета, на котором Рустаму Минниханову презентовали систему «Мобильный монтер». Президент РТ заинтересовался разработкой ученых кафедры географии и картографии Института управления, экономики и финансов КФУ и предложил расширить сферу применения продукта, распространив его на помощь одиноким пожилым людям. Глава РТ поручил руководству Минсвязи республики рассмотреть возможности реализации этой системы в сфере социального обеспечения.
Как рассказал Единому информационно-издательскому центру КФУ доцент кафедры географии и картографии КФУ, руководитель проекта «Мобильный монтер» Рафаиль Мустафин, разработка Казанского университета около года назад нашла практическое применение и внедрена в компании «Таттелеком». После внедрения геоинформационной системы «Мобильный монтер» существенно увеличилась скорость обработки и принятия заявок от клиентов и устранения абонентских повреждений услуг телефонии, телевидения и интернета. Рафаиль Мустафин подчеркнул, что система позволила значительно ускорить процесс обработки заявок и усилить контроль за перемещениями сотрудников.
Как сообщил доцент КФУ, благодаря внедрению системы в режиме реального времени диспетчер дает задания монтерам, у которых на смартфоны установлено соответствующее мобильное приложение, устранить те или иные повреждения на сети.
«В сети сейчас работают 200 монтеров в пяти городах Татарстана — Казани, Альметьевске, Нижнекамске, Набережных Челнах и Зеленодольске, — рассказал Рафаиль Мустафин. — Ежедневно в системе создаются от 300 до 500 заявок. Через мобильное приложение они передаются монтерам, которые устраняют повреждения и закрывают заявки в режиме реального времени».
«Подобных систем довольно много, но особенность нашего проекта заключается в геоинформационной подложке. Идет конкретная географическая привязка объектов назначения и пользователей, которые по ним ходят. Ведется мониторинг перемещений. Нам удалось совместить задачную и географическую системы», — пояснил он.
Рафаиль Мустафин отметил, что в перспективе рассматривается применение системы в различных сферах, в том числе, ЖКХ, строительство, дорожное хозяйство, торговля, эксплуатация объектов и сооружений. Например, возможно появление таких продуктов, как мобильный инженер, мобильный слесарь, мобильный электрик, мобильный сантехник, мобильный инспектор. По словам собеседника, системой заинтересовалось и руководство ГИБДД РТ. Однако проект необходимо доработать.
«У нас в проекте пока не реализована система защиты информации. Дополнительно необходимо внедрить модуль по информационной безопасности, создать защищенные каналы передачи данных, и тогда система сможет работать в закрытых системах, в том числе, в правоохранительных органах», — сказал он.
В ходе пленарного заседания с приветственным словом к участникам конференции обратился Рустам Минниханов. По его словам, одной из современных тенденций является создание «умных» машин и электромобилей, обладающих системой навигации и обмена информацией с дорожной средой, создание новых экологичных типов двигателей и инфраструктуры для них.
«Эффективность всех отраслей экономики во многом зависит от развития инфраструктуры, в частности, транспортного комплекса. Увеличение количества автомобилей делает жизнь людей более комфортной, но, в то же время, создает проблемы, касающиеся своевременной и безопасной доставки пассажиров и грузов, повышения скорости перевозок, сокращения транспортных расходов, негативного влияния на экологическую обстановку. Несмотря на строительство новых дорог, развязок и терминалов, все острее стоит вопрос управления потоками на базе современных технологий с помощью интеллектуальных транспортных систем», — убежден он.
Рустам Минниханов отметил, что в Татарстане накоплен определенный опыт в области создания и внедрения интеллектуальных систем в сфере организации дорожного движения — это автоматизированная система управления дорожным движением, фото- и видеофиксация нарушений, оперативное информирование водителей и пешеходов с помощью информационных табло и мобильных приложений, автоматические транспортные весы, мониторинг окружающей среды и другие проекты.
В свою очередь Владимир Швецов сообщил, что по итогам 2017 года благодаря внедрению современных технологий в стране удалось снизить количество аварий на 2,9 процента, количество погибших на дорогах — на 6,5 процента, а раненых — на 3 процента.
В рамках конференции участники посетят выездные практические площадки, на которых им будут представлены перспективные и уже реализованные проекты. На базе Высшей школы ИТИС КФУ в рамках форума проходит хакатон — конкурс студенческих научно-исследовательских работ в области ИТС. Темы хакатона — смарт сити, мобильность людей в городе, беспилотный транспорт, системы быстрого реагирования и другие. Участниками конкурса могут стать молодые ученые и студенты в возрасте от 18 до 35 лет, которые будут соревноваться между собой в командах. За 24 часа им предстоит разработать идеи по направлениям ИТС и элементам ситуационных центров.
Участники форума также смогут обсудить наиболее актуальные вопросы отрасли в следующих сессиях: «Элементы ситуационных центров», «ИТС и дорожная инфраструктура», «Дорожная инфраструктура и БДД», «Интеллектуальные системы управления и обеспечения безопасности подвижных объектов», «Информационные технологии: анализ и защита данных». В работе секционных заседаний примут участие специалисты КФУ.
Организаторами Международной конференции традиционно выступили Кабинет Министров РТ, МВД по РТ, Академия наук РТ, госкорпорация «Ростех», группа компаний «Национальные телематические системы», ООО «РТ-ИНВЕСТ», ГБУ «Безопасность дорожного движения» и др.