Заседание Комиссии при Президенте Республики Татарстан по вопросам сохранения и развития татарского языка состоялось в Академии наук РТ. В нем принял участие ректор Казанского федерального университета Ильшат Гафуров.
Мероприятие прошло под председательством заместителя Председателя Государственного Совета РТ Марата Ахметова. В заседании Комиссии приняли участие депутат Государственной Думы России Ильдар Гильмутдинов, президент Академии наук РТ Мякзюм Салахов, руководитель исполкома Всемирного конгресса татар Данис Шакиров и другие.
Первым с докладом выступил М.Салахов. Он подчеркнул, что вопрос сохранения и развития татарского языка остается актуальным. Он отметил, что в настоящее время три отдела Института языка, литературы и искусства им. Г.Ибрагимова занимаются фундаментальными исследованиями в области лингвистики. Деятельность ученых-языковедов задает тон исследованиям в сфере родных языков всех гуманитариев Татарстана.
Среди актуальных вопросов, требующих особого внимания, на его взгляд, остаются следующие: расширение области фундаментальных исследований; развитие татарского языка с точки зрения науки; подготовка кадров; стипендиальная поддержка аспирантов и докторантов.
Директор Института языка, литературы и искусства имени Г.Ибрагимова Ким Миннуллин уделил особое внимание проблеме орфографических ошибок, допущенных на аншлагах и информационных стендах, дорожных знаках и памятных досках, в названиях остановочных пунктов общественного транспорта на татарском языке. Этот вопрос стал дискуссионным.
С докладом «О стратегических исследованиях в области национального образования, языка и литературы» выступил директор Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета Радиф Замалетдинов.
Он подчеркнул, что одним из самых больших и нерешенных вопросов является отсутствие соответствующей научной аналитики, в результате чего ощущается нехватка необходимой координации действий.
«В условиях ограниченных ресурсов перед нами стоит вопрос организации научных исследований, совместно спланированных, скоординированных. Здесь мы видим работу в двух направлениях. Первая – выявление, сбор, хранение, научное изучение и вовлечение в оборот письменного наследия татар, которое ведется долгие годы; создание многотомных сборников народного творчества; разработка, совершенствование методик преподавания и др. То есть, создавая новый план, отмечая центр ответственности каждой организации, считаем, что сегодня необходимо продолжить научно-исследовательскую деятельность по направлениям», – считает Р.Замалетдинов.
Системную организацию стратегических исследований в сфере национального образования и культуры, проводимых на основе современных цифровых технологий, директор ИФМК считает одной из самых серьезных задач, стоящих сегодня перед республиканским научным сообществом и государственными структурами, – это предложение стало вторым.
«Необходимо в ближайшее время решить вопрос создания на базе Казанского федерального университета научно-образовательного центра, который будет проводить стратегические исследования в области национального образования и культуры, тесно взаимодействует с мировыми и отечественными научными, учебными центрами, особенно с учреждениями Академии наук РТ. Основными задачами этого центра должны стать: комплексный контроль за состоянием и развитием татароязычной и полилингвальной образовательной среды в системе образования РТ; создание и испытание инновационных технологий формирования татароязычной и полилингвальной среды, языковой и педагогической диагностики; форм, методов и средств национального и полилингвального образования в общественных сферах; подготовка научно обоснованных предложений для эффективной реализации государственной политики в области национального образования, культуры и языка в Татарстане; укрепление международного авторитета татарской филологической науки и педагогического мнения, академической репутации КФУ и Татарстана в данных сферах», – отметил директор ИФМК.
Одним из основных результатов организации данного научно-образовательного центра станет сохранение и серьезная поддержка кафедр подготовки национальных кадров, привлечение талантливой молодежи в науку.
Ректор КФУ Ильшат Гафуров подчеркнул, что работа по подготовке кадров в области педагогического образования нужно сконцентрировать на площадке двух структур, по принципу консорциума.
«Эти вещи нельзя поручать только гуманитарному блоку как таковому. Ведется достаточно большой объем фундаментальных исследований. Однако каким образом мотивировать изучение, в том числе татарского языка, этой проблематикой никто не занимается. Жизнь меняется очень быстро, мы видим негативные ситуации в сфере школьного образования. Назрел вопрос создания на площадке Академии наук отделения педагогического образования, который бы занимался изучением или дидактикой татарского языка, преподавания в частности. Если мы задались вопросом сохранения собственной идентичности, то мы на этот вопрос должны ответить», – резюмировал Ильшат Гафуров.