В рамках республиканского августовского совещания работников образования РТ прошел форум 'Подготовка и профессиональное развитие учителя'.
Руководство республики, школьные учителя, педагоги вузов и руководители образовательных структур со всего Татарстана встретились 12 августа в Иннополисе, чтобы обсудить и проанализировать достигнутые результаты и проблемные моменты в отрасли образования и поставить задачи на новый учебный год.
В рамках форума “Подготовка и профессиональное развитие учителя: тенденции и вызовы современного образования” прошла работа нескольких секций. Модераторами одной из секций, тема которой была заявлена как «Подготовка педагогических кадров в современных условиях», выступили директор Института психологии и образования Айдар Калимуллин и проректор по внеучебной и социальной работе Московского государственного психолого-педагогического университета Андрей Милехин.
Практически во всех странах мира сталкиваются с проблемой нехватки учителей. Так, в Саксонии в прошлом году на работу в качестве учителей было принято 1100 человек без какого-либо педагогического образования. Проблема настолько глобальна, что муниципальным органам, вузам, готовящим будущих педагогов, их нужно решать сообща, – отметил в своем приветственном слове Айдар Калимуллин.
Айдар Минимансурович напомнил, что в мае 2014 года в соответствии с поручением президента РФ разработана и утверждена «Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций». Программа объединяет основные цели, задачи и мероприятия в области повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, направленные на апробацию и внедрение профессионального стандарта педагога, модернизацию педагогического образования, переход на эффективный контракт и повышение престижа профессии педагога.
«В процессе реализации данной программы татарстанские вузы приняли самое активное участие. И, безусловно, большую роль сыграла деятельность КФУ. На первом этапе реализации программы модернизации педобразования из 23 проектов разработчиками трех являлись ученые нашего университета. На втором этапе из 8 проектов мы разрабатываем один проект, то есть 12% проектных работ по реализации программы принадлежит КФУ. Это редкий пример, когда нестоличный вуз взял на себя серьезную роль и достаточно успешно ее исполняет».
Директор Института психологии и образования также подвел итоги приемной кампании 2017 года: средний балл поступивших на обучение по педагогическому направлению составляет 82,7 балла.
«Еще десять лет назад перед нами стояла задача любыми путями закрыть бюджетные места в университете. Причем мы наблюдали двойной негативный отбор: не самые лучшие ученики шли в педагогику, не самые блестящие выпускники педвузов приходили в школу. Последние три года ситуация кардинально изменилась. В вузы пошли отличники. В прошлом году средний балл 74, в этом – за 80".
Проректор по внеучебной и социальной работе МГППУ Андрей Милехин напомнил, что Московский государственный психолого-педагогический университет, являясь оператором программы модернизации педагогического образования, по сути определяет идеологию профессии учителя.
«У психологов есть понятие: чем ближе расположен изменяемый объект к центру вашего интереса, тем менее он замечается. Поэтому для нас важно не превращать педагогику в «мертвую зону», а вывести ее проблемы на первый план».
Разработчикам программы модернизации важно привести содержание педобразования в соответствие с профстандартами, уверен Андрей Викторович.
Кстати, с 2015 года в МГППУ идет разработка национальной системы учительского роста.
«Учителю гораздо важнее видеть свою карьеру не в вертикали: учитель-завуч-методист-директор-начальник роно-министр, а по горизонтали, когда на одном и том же рабочем месте происходит профессиональный рост».
А.Милехин напомнил, что 25 августа на РИА Новости состоится прямая связь с министром образования и науки РФ Ольгой Васильевой, где в числе вопросов будет обсуждаться и новая модель оценки квалификации педагогов.
Казалось бы, что может быть нового в подготовке педагогов? Но каждый раз проблемы встают заново. Какие новые задачи должны стоять перед современным образованием в условиях его модернизации? Как они связаны с профессиональной модернизацией института образования в целом и его сообщества? Какой станет судьба педобразования в условиях перемен, происходящих в России? Актуальность этих вопросов отметила заведующий кафедрой педагогики Института психологии и образования КФУ, профессор Роза Валеева.
«В педагогике мы имеем дело с очень деликатным материалом – с ребенком, меняющимся ежедневно, ежечасно в зависимости от того, как меняется жизнь в обществе и само общество. В связи с изменением общества и ребенка должны меняться и меняются требования к учителю. Значит, мы вновь и вновь будем говорить о том, какой учитель нужен сегодня школе».
Роза Алексеевна, опираясь на опыт своих зарубежных коллег, отметила общемировые тенденции педобразования.
Первое, что объединяет российских коллег с западными, - факт, что педобразование сегодня рассматривается в качестве панацеи для эффективного развития всего образования. Для того чтобы улучшить всю систему образования, нужно улучшить подготовку учителя: от того, какой учитель придет в школу, зависит, каким будет образование.
Вторая тенденция, которую отметила Р.Валеева, – это противоречия, возникающие в процессе реконструкции педобразования.
«Вопрос в том, учителя с каким образованием нужно отправлять в школы. Международные тенденции таковы, что в среднюю школу должен прийти учитель (с образованием. – прим. ред.) не ниже магистерского. А в законодательстве РФ это не закреплено. Поэтому мы и наблюдаем, что у нас и бакалавры идут в школы, и магистры».
Еще одна проблема, которую отметила профессор, это практическая направленность обучения. Спикер заключила, что очень важно организовать практику так, чтобы за годы учебы в вузе студенты прониклись работой учителя и сделали выбор в пользу школы либо сразу, с 1-2 курса, поняли, что работа в школе – не их призвание.
Остановилась Роза Алексеевна и на основных изменениях в подготовке учителя в КФУ. Важных фактором является идущая в университете разработка собственного унифицированного образовательного стандарта по педагогическому образованию, организация выпускных квалификационных исследований по психолого-педагогическим дисциплинам, интеграция теоретического обучения по психолого-педагогическим дисциплинам в содержание программ практики. Все это, по мнению спикера, должно привести к повышению роли и значимости профессии учителя.
"Наш колледж – стартовая площадка для профессионалов», – с гордостью заявила заслуженный учитель РТ, директор Казанского педагогического колледжа Анфиса Залялова.
«Основная концепция деятельности нашего учебного заведения формулируется так: колледж XXI века – стартовая площадка для педагогов-профессионалов. Поэтому мы работаем над созданием новой системы подготовки учителей дошкольного образования и начальных классов».
Кстати, Казанский педагогический колледж тесно сотрудничает с КФУ: с 2014 года высококвалифицированные преподаватели вуза ведут занятия по многим дисциплинам и модулям. Также выпускники колледжа имеют право получить высшее образование в КФУ по сокращенной программе заочно. Обучение проходит в Институте психологии и образования по профилям «Дошкольное образование» и «Педагогическое образование». Для поступления выпускникам нужно пройти только вступительное тестирование. Со второго курса студенты проходят практику в базовых образовательных учреждениях Казани и республики.
Благодаря всем этим факторам в колледже предложено модельное решение проблемы независимой оценки квалификации будущего педагога, соответствующее международным стандартам качества квалификации, в котором принимают участие внешние эксперты и работодатели.
«В центре WorldSkills Russia, куда входят федеральные эксперты из 83 регионов РФ, оценивают наших студентов во время так называемого демонстрационного экзамена, по результатам которого выдается WorldSkills-паспорт. Благодаря этому экзамену, который, кстати, сдается по желанию, можно проверить, на какой процент в соответствии с максимальным у наших выпускников сформированы профессиональные компетенции. То есть, работодатель видит мотивированность будущего сотрудника и его вовлеченность в педагогический процесс".
Руководители образовательных структур Альметьевского и Дрожжановского районов, директор гимназии №90 отметили снижение количества молодых учителей и напомнили о проблемах социальной и профессиональной адаптации.
Отвечая на вопрос заказчиков педагогических вузов, каким образом молодого специалиста сегодня можно удержать в системе образования, министр образования и науки РТ Энгель Фаттахов отметил, что нужен комплексный подход: и материальная сторона, и духовная сторона, и любовь к самой профессии.
«Что для меня гарантия качественного образования? Это начальники отдела образования муниципальных районов, директорский корпус, сильные методические службы, но обязательно – учительские кадры. Да, сегодня многое делается для укрепления материально-технической базы, но главным все равно остается учитель, – подчеркнул министр.
Резюмировал итоги форума Президент Татарстана. По его словам, основная задача руководства республики – сделать профессию учителя престижной.