По итогам работы Комиссии по вопросам формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования (Министерство просвещения РФ) 18 декабря 2018 года был присвоен статус федеральной инновационной площадки проекту Института психологии и образования Казанского федерального университета «Разработка и реализация адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с расстройством аутистического спектра».
Цель создания федеральных инновационных площадок (ФИП) – обеспечение модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития России, реализации приоритетных направлений государственной политики РФ в сфере образования.
Конкурсный отбор инновационных образовательных проектов проводится Департаментом стратегии, анализа и прогноза Минобрнауки России. В 2018 году на конкурс поступила 371 заявка. По результатам экспертизы заявок статус ФИП рекомендовано присвоить 242 организациям.
Казанский федеральный университет представил в заявке на конкурс проект «Разработка и реализация адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с расстройством аутистического спектра».
На сайте, посвященном этому проекту, сообщается, что факт получения статуса ФИП не предполагает получения финансирования из федерального бюджета. Но данный статус дает возможность использовать широкий спектр передовых методик и технологий, направленных на когнитивное, социальное и психофизиологическое развитие ребенка.
Главенствующая идея проекта КФУ заключается в создании и апробации модели обучения и социализации дошкольников с РАС. Реализация проекта планируется в несколько этапов.
"На первом этапе преподаватели кафедры дефектологии и клинической психологии Института психологии и образования КФУ проводят оценку качества деятельности организаций, занимающихся образованием детей с расстройством аутистического спектра; условий развития социально-адаптационного потенциала и трудностей процесса социализации дошкольников с расстройством аутистического спектра, их особенностей психофизического развития", – пояснила научный руководитель проекта, завкафедрой дефектологии и клинической психологии ИПО Анна Ахметзянова.
Учеными КФУ уже ведется работа по созданию единой ресурсной базы современных технологий и методов диагностики и коррекции, модели комплексного сопровождения детей с расстройством аутистического спектра в условиях консорциума образовательной и научной организаций. Результаты первого этапа будут представлены на VII Международной научно-практической конференции "Аутизм. Вызовы и решения" в Москве 8-10 апреля 2019 года.
Получение статуса федеральной инновационной площадки дало университету возможность стать одним из головных вузов России, занимающихся разработкой и реализацией адаптивной основной образовательной программы дошкольного образования детей с расстройством аутистического спектра.
Одним из центров, который будет генерировать лучшие в стране практики по работе с дошкольниками, у которых обнаружено расстройство аутического спектра, станет детский сад КФУ для малышей с особенностями развития. Именно здесь, по словам ректора КФУ Ильшата Гафурова, педагоги, психологи и медики будут заниматься социализацией детей и развитием их речи.
Напомним, что в соответствии с текущим проектом детский сад рассчитан на 75 нормотипических детей и на 20 детей с расстройством аутистического спектра РАС. Набор детей с РАС будет осуществляться совместно с управлением образования Казани по направлению городской психолого-медико-педагогической комиссии.
Работа детского сада встраивается в проект КФУ «Экосистема детства», который предполагает учет комплекса возрастных, психологических и иных особенностей детей, индивидуализации образовательного процесса.
Приказ о создании ФП https://fip.kpmo.ru/documents