Ученик 8 класса Лицея им. Н.И. Лобачевского Казанского федерального университета Марк Инжиев создал рабочий 3D-образец электродвигателя Фромана. Проект одержал победу в номинации «Юные ученые будущего» на L Международной молодежной научной конференции «Гагаринские чтения», которая проходит в Московском авиационном институте.
«В лицее одним из интересных для меня предметов является физика, которую преподает Ольга Николаевна Храмова. Также дополнительно я занимаюсь в кружке по физике, занятия в котором ведет Вадим Владимирович Семашко. Идея создать модель двигателя была предложена им», – рассказал Марк Инжиев.
В школьной секции, которая включила в себя семь направлений, приняли участие ученики 6–11 классов. В направлении «Юные ученые будущего» Марком был представлен проект «Изготовление функциональной модели электродвигателя Фромана».
«Двигатель был изобретен ученым Полем-Гюставом Фроманом в XIX веке. Это был один из первых коммерчески успешных электродвигателей – использовался в подъемниках, ткацких и печатных станках», – пояснил лицеист.
Отметим, в конференции он участвует не впервые. В прошлом году на «Гагаринских чтениях» лицеист представил сконструированную им 3D-модель крыла летательного аппарата.
В ходе работы юношей был спроектирован двигатель в программе для автоматизированного проектирования Desing Spark Mechanical. Далее из пластика PET-G на 3D-принтере Artillery Genius были напечатаны основные компоненты модели.
Помимо моделирования необходимо было продемонстрировать законы магнетизма и электричества, с чем возникли трудности, отмечает Марк.
«Спроектировать, подобрать необходимые компоненты не составило труда, сложности возникли при запуске работы модели. Вместе с научными руководителями мы усовершенствовали конструкцию, и двигатель все-таки заработал», – поделился он.
По словам Инжиева, созданный им образец поможет школьникам увидеть действие законов физики на практике.
«Как я уже сказал ранее, это не новое изобретение, а попытка с помощью современных технологий воссоздать то, что уже было ранее придумано. Данная модель наглядно демонстрирует законы физики, а именно – в разделах электричества и магнетизма, их связь», – говорит победитель «Гагаринских чтений».
Сейчас лицеистом проводятся эксперименты по измерению мощности двигателя.
По словам О. Храмовой, работать с Марком – одно удовольствие. Педагог характеризует его как целеустремленного и инициативного ученика.
«Самое главное для учителя – это ребенок, который горит работой, интересуется новым и стремится к познанию окружающего мира, – подчеркивает научный руководитель. – Это наша лицейская гордость!»
В свободное время Марк Инжиев занимается конструированием и авиамоделированием, а также увлекается изучением физики, химии, английского языка и спортом. По окончании лицея он намерен продолжать научную деятельность и разработки:
«Все новое – хорошо забытое старое. Зная фундаментальные законы физики, в будущем планирую создавать более прикладные модели, которые можно будет использовать в промышленности».
Также стало известно, что Инжиев стал абсолютным победителем заключительного тура олимпиады школьников «Физтех.Инженер», которую проводит Московский физико-технический институт. Результат Марка по итогам решения шести задач – 37 баллов, позволил лицеисту оставить позади себя других призеров с большим отрывом, почти в восемь баллов.
Ранее сообщалось, что учителю Лицея им. Лобачевского КФУ Алене Володиной присвоено почетное звание «Заслуженный учитель РТ».