Профессор кафедры хирургии, акушерства и гинекологии Института фундаментальной медицины и биологии Казанского федерального университета, доктор медицинских наук, академик Российской академии естественных наук, главный внештатный детский травматолог-ортопед г.Казани Илья Рябчиков выиграл региональный этап Второй всероссийской премии для врачей от сайта отзывов «ПроДокторов» по направлению «Ортопедия». Он единственный сотрудник КФУ, получивший данную премию.
В медицине Илья Рябчиков работает уже 18-й год, научной работой по направлению «Травматология и ортопедия» занимается с третьего курса.
«Я уже два года подряд являюсь амбассадором портала "ПроДокторов" – врачом, профессором, который несет в массы пациентоориентированную, открытую, прозрачную медицину. Здесь произошло слияние науки (в КФУ я преподаю по направлению "Травматология и ортопедия") и моей практической работы в качестве главного детского ортопеда Управления здравоохранения по г. Казани Министерства здравоохранения РТ и врача с 17-летним стажем. Я интегрирую свои научные клинические знания, преподношу их в понятном для пациента формате. Люди хотят видеть эмпатичного, открытого, участвующего в процессе лечения, советующегося с ним, выявляющим лучшую тактику врача. К сожалению, такая модель специалиста у нас в России не особо распространена. Я очень горд, что получил первое место в разделе ортопедии по Татарстану, это еще раз говорит о том, что в КФУ работают лучшие специалисты в своей области», – отметил И. Рябчиков.
Отметим, профессор КФУ уже в течение 15 лет несколько раз в году проходит стажировки, многие из них – зарубежные. Лучшие заграничные практики он старается применять в нашей республике.
Параллельно с работой в университете И. Рябчиков работает в Республиканской клинической больнице, ведет консультативный прием пациентов со всего ПФО, России. По словам врача, это каждый раз своеобразный вызов для него.
«Приезжают отчаявшиеся пациенты после 10-15 консультаций, и важно поставить правильный диагноз. Вижу во всем этом сакральную связь: ты преподаватель, профессор и еще врач-клиницист, который обязан нести медицинские знания пациентам», – считает он.
Он в числе первых в КФУ стал широко применять электронные образовательные ресурсы. Весь теоретический курс Илья Владимирович представил в "онлайн". Несмотря на то, что травматология и ортопедия – сугубо практические предметы, во время пандемии пришлось использовать в образовании онлайн-формат. По отзывам студентов профессора в социальных сетях, это было очень правильным решением.
«Я весь свой лекционный курс выложил в электронном виде на YouTube, так у студентов происходит первое знакомство с материалом. Потом они решают мои авторские уникальные ситуационные задачи, где нужно показать свои знания не только теории, но необходимо дать тактику лечения, обосновать диагноз. Здесь я внедрил элемент Role play game, когда студент должен представить себя врачом травмпункта (отдельная тактика лечения) или врачом стационара (где должен собрать в команду других студентов и оказать помощь пациенту путем мультидисциплинарного подхода). Также я разместил цифровые снимки: рентген, КТ, МРТ, и по ним студенты полностью учатся описывать рентген по специальному протоколу, ведь работа травматолога-ортопеда очень связана с рентгенологией», – подчеркнул профессор КФУ.
Помимо этого в ситуационных задачах будущие врачи пишут работу по реабилитации пациента. Также они проходят тестирование по теоретическим и практическим знаниям. Процесс образования не был заменен полностью на онлайн-формат, но студентам это очень нравится.
На каждую тему профессор нашел реальные видеоматериалы у своих коллег из российских и зарубежных клиник. Они разделены на две большие группы. Первая группа – реальные видеоматериалы из операционных (с согласия пациентов), так студенты изучают, как проходит оперативное лечение. Это важный и познавательный материал, потому что такое врачи, в основном, видят только в ординатуре. Вторая группа – это live-видео – видеоматериалы из приемно-диагностических отделений (в основном США), где показана работа врачей-травматологов в реальном времени.
«Такая разработка уникальна, ее нигде нет. Самое главное для меня как для преподавателя – все это открыто, понятно, доступно для обучающегося. Студент всегда видит свой прогресс, среднюю оценку, где ему нужно улучшить свои навыки», – отметил И. Рябчиков.
Две студентки из первого выпуска ИФМиБ КФУ, которым преподавал И. Рябчиков, окончили ординатуру и сегодня проявляют себя уже на практике. Эльвира Кадырова работает в том же институте, Валентина Мухина начала работать в РКБ врачом-травматологом.
«Для меня очень важна связь поколений: девушки, которые вчера были студентками, стали полноценными врачами. Я вложил в них свои знания и умения. Теперь уже они передают их молодым врачам. В этом и есть сакральный смысл нашей педагогической работы: подготовить себе на смену достойное поколение, которое будет еще лучше, чем мы», – резюмировал профессор КФУ.