Афористичность и ясность мышления, а также объективность — качества, которыми, по мнению основателя и руководителя первого в России Детского хосписа, председателя комиссии Общественной палаты России Александра Ткаченко, должны обладать журналисты, освещающие темы благотворительной деятельности. Не навредить в погоне за хайпом герою своего сюжета или репортажа — главный посыл от муфтия Татарстана Камиля хазрата Самигуллина, обращенный к представителям социальной журналистики. Такие мнения смогли сегодня услышать студенты Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Казанского федерального университета на встрече-дискуссии «СМИ и благотворительность: сотрудничество, партнерство, развитие» в шоу-руме КФУ.
Модератором беседы выступил директор Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ Леонид Толчинский. Спикерами стали основатель и руководитель первого в России Детского хосписа, председатель комиссии Общественной палаты России по вопросам благотворительности, социальной ответственности и гражданского просвещения, первый лауреат Государственной премии России за выдающиеся достижения в области благотворительности протоиерей Александр Ткаченко (Санкт-Петербург), председатель Духовного управления мусульман РТ, муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин, а также журналист, руководитель отдела национальных проектов МИА «Россия сегодня» Радик Амиров.
Как отметил Александр Ткаченко в интервью журналистам, в условиях цифровизации общества СМИ обладают властью донести информацию до огромного количества людей.
«То, как СМИ будут освещать проблемы жизни общества, социальные проблемы и предлагать методы решения, во многом зависит, насколько наша страна изменится, — считает он. — Поэтому наша сегодняшняя встреча со студентами журфака посвящена теме взаимодействия религиозных, благотворительных организаций с журналистским сообществом. Мы хотим донести, как говорить о горе другого человека этично, корректно. Очень важный аспект — личное участие журналиста в благотворительности. Любой журналист, описывающий социальную проблему, пропускает ее через себя, включается в нее. И сам становится участником этого процесса».
По мнению Камиля Самигуллина, одна из проблем социального служения — недоверие со стороны населения в плане расходования средств благотворительных фондов.
«Мы понимаем, что все должно быть максимально открыто, прозрачно. В этом нам могут помочь и СМИ. Медиа вещают на тысячи и миллионы людей. Очень важно, чтобы работа СМИ была больше направлена в позитивное русло. О негативе говорят все. Наша задача — чтобы о благом, социальном служении, показывали в позитивном ключе, чтобы у людей появлялось доверие», — убежден он.
Во вступительном слове в ходе дискуссии Александр Ткаченко выразил мнение, что тема благотворительности — одна из самых острых в современном обществе.
«Бурно спорят средства массовой информации о том, что происходит в жизни благотворительных организаций, — считает он. — Их стало очень много, и каждый из них выносит на поверхность острые проблемы, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни: дети с тяжелыми заболеваниями, семейные проблемы, проблемы, связанные с экологией, доступностью среды, отношения к животным и множество других. То, как эти проблемы подаются, в обществе вызывает реакцию и бурное обсуждение. Хорошо, когда за этой эмоциональной реакцией стоят конкретные действия, например, создаются благотворительные фонды, ищущие пути решения».
По мнению протоирея, с информатизацией общества изменились тренды восприятия информации.
«В потоке информации, которая падает на голову современного человека, нужно уметь ориентироваться. Цифровизация общества привела к тому, что люди воспринимают информацию, поданную очень коротко и лаконично. От журналистов, в том числе, пишущих на тему благотворительности, ожидается такая же афористичность и ясность мышления. Когда журналисты говорят о социальных проблемах, они должны быть объективными, провести аналитику на предмет достоверности информации. Самое главное — пропустив через себя, не просто показать боль другого человека, но и сделать так, чтобы общество правильно и этично отреагировало. Важно не навредить герою своего «романа», написав статью», — подчеркнул он важность соблюдения этических норм при освещении тем благотворительности.
Камиль Самигуллин призвал будущих журналистов стараться не навредить герою своего материала в погоне за хайпом, а также быть в ответе за сказанное или написанное. Главной мотивацией, по мнению муфтия Татарстана, должна быть награда от Всевышнего. В свою очередь Радик Амиров считает, что благотворительные фонды могут формировать свой пул журналистов, которых можно было бы в виде поощрения вывозить на различные лекции и экскурсии по соответствующей тематике за рубеж.
Александр Ткаченко рассказал, что может отказать журналисту в интервью, если тот некомпетентен, а попросту «дурак или дура».
«Когда ко мне приходит журналист, я, в первую очередь, пытаюсь взять интервью у него, понять, почему человек ко мне пришел, какие мотивы побуждают его написать статью о хосписе. Выстраивается диалог и разговор становится живым, с другой стороны — как священник, я помогаю ему перестать быть просто профессионалом и немножко раскрыть свои личные черты. Я всегда считал, что журналистами работают неравнодушные люди, которые на острие пера пытаются совершить подвиг, перевернуть мир, — признался он. — Он меня ожидается не просто подача информация, а предложение своего ответа на очень сложные вопросы. Если журналист приходит в хоспис и хочет написать о теме жизни и смерти, или как ребенок и его родители переживают сильные эмоции, связанные с окончанием жизни от тяжелой болезни, скорее всего, мой собеседник ищет ответы для самого себя. И он хочет написать не просто яркую статью, а глубокий материал, я лишь пытаюсь избавить журналиста от ухода в показные эмоции. Мы стараемся помочь журналисту настолько войти в жизнь своего собеседника, чтобы он стал другом, который будет уважать личное пространство, не напишет такую статью, от которой человеку будет крайне неудобно возвращаться в общество».
Священник отметил тренд, согласно которому журналисты, пишущие на социальные темы, сами становятся участниками благотворительных акций. Один из таких примеров — масштабная акция РИА «Новости» «Урок мира», проведенная в прошлом году в Детском хосписе в Санкт-Петербурге.
Александр Ткаченко также предостерег СМИ от публичного сбора средств во имя спасения ребенка с демонстрацией фотографий и видео больного.
«К сожалению, много фондов строит свою работу на сборе денег под конкретного ребенка. Чаще всего публикуется ФИО, подробности диагноза, что, несомненно, нарушает правила защиты персональных данных, — убежден он. — Я в этот момент думаю о том, в какую же тяжелую жизненную ситуацию должна быть загнана семья, чтобы согласиться публиковать фотографии своего ребенка на какой-то кружке со сбором денег или автобусе. Если благотворительный фонд использует эту ситуацию как инструмент для сбора денег, это очень плохо. Это называется токсичной благотворительностью. Среди благотворительного сообщества это называется «ловить на живца».
По мнению священнослужителя, это самая неэффективная форма фандрайзинга. «Общество достаточно болезненно реагирует на подобные фотографии детей, и все чаще идет обсуждение в СМИ о недопустимости такой формы и поиске иных методов», — подчеркнул он. Александр Ткаченко убежден, что вместо демонстрации фото ребенка можно действовать другими, более эффективными методами. Например, поведать историю о личности человека, какие бы возможности он имел, если бы болезнь не остановила его.
Под занавес встречи Александр Ткаченко анонсировал конкурс студенческих журналистских работ «Не навреди», условия которого в ближайшие дни будут размещены на сайте Общественной палаты РФ. Студентам-участникам дискуссии были также презентованы издания «Рекомендации к освещению темы паллиативной помощи детям в современной журналистике» Я.В.Сенькина и прот.А.Ткаченко.