Сбербанк в 2018 году собирается внедрить систему оценки заемщиков по психометрическим моделям.
Банк будет использовать принципы цифровых психометрических моделей польского исследователя Михала Косински. Сейчас в Сбербанке действует пилотный проект оценки, в котором участвует небольшая выборка согласившихся клиентов.
— След в виде лайка – это обратная связь, реакция на то, что человек увидел и оценил. Но насколько такая оценка охарактеризует заемщика? – задается вопросом наш эксперт, доцент кафедры дефектологии и клинической психологии ИПО КФУ Инна Кротова. – В сети явно не может отражаться специфика человека как элемента в системе товарно-денежных отношений.
По мнению Инны Владимировны, профиль в соцсети не покажет всей сути взаимоотношений человека с деньгами.
— Мы не узнаем, как и на что он готов их тратить, ответственно ли подходит к этому процессу, с готовностью ли отнесется к возврату или будет брать до бесконечности, втягивая всю семью в заемы. Кстати, об этих «белых пятнах» психометрики в контексте виртуальной среды и получении корректного психологического профиля личности из «гибридного» пространства говорит и сам Михаил Косински.
Но ученым Института психологии и образования КФУ все же есть что предложить Сбербанку для проверки заемщиков. В КФУ психологами разработан экспресс-тест, на основании которого можно определить, ради чего происходит потребление, трата денег. В свою очередь это позволит понять мотивацию увеличения финансовых возможностей или затрат.
— Мы определили 6 групп потребителей. Причем значение слова «потреблять» мы свели к более узкому значению – «есть».
По словам психолога, в тесте использовались выборочные вопросы из «работающих» шкал (семи авторских психологических тестов) на выявление необходимых психологических проявлений личности как потребителя.
Для первой группы потребление товаров и услуг (даже и в случае с голодом) происходит только тогда, когда «еда» становится необходимостью, и они готовы тратить деньги, когда вещь окончательно износится «до дыр».
Вторая группа «ест» для увеличения энергии, чтобы все-таки не просто утолить голод, а достичь чувства полной сытости. Они готовы тратить, потому что так надо и принято.
Третья группа «ест», потому что не только сытно, но и вкусно и красиво. Такие Homo Consumer готовы тратить для удовлетворения потребности в совершенствовании и приведения себя в комфортное состояние. То есть готовы совершать траты для того, чтобы нравиться себе и окружающим.
Четвертая группа «ест» для разнообразия вкусовых ощущений. Представители этой группы все перепробовали и могут себе позволить некоторый поиск нового и оригинального. Деньги они тратят для демонстрации более высокого статуса, чем имеют на самом деле.
Пятая группа «ест» за компанию и для времяпрепровождения. Представители этой группы готовы тратить много и не всегда на необходимое.
Шестая группа «ест» все подряд и много тратит, чтобы покупать и тратить — тратить и покупать.
На основе классификации тестируемых относили к одной из шести групп, характеризующих их как Homo Consumer (Человек Потребляющий). И чем ближе тестируемые были к шестой группе, тем желаннее они становились для «продавца».