Для первоклассников сентябрь одновременно и радостный, и сложный месяц. Если не подготовить ребенка и не помочь в преодолении появившегося стресса, нелюбовь к школьным будням и даже психологические проблемы в будущем гарантированы.
Как избежать таких последствий, нам рассказала доцент кафедры дошкольного и начального образования Института психологии и образования Казанского федерального университета, завлабораторией психодиагностики и профилактики девиантного поведения городского информационно-диагностического центра Управления образования Казани Светлана Башинова.
«Дети сами по себе слабы - и физически и в смысле психологической зрелости. К тому же на 6-7 лет приходится очередной кризисный период в психологическом развитии и поведении ребенка. И во многом возникновение стресса зависит от физической подготовленности ребенка. К сожалению, большинство детей физически не готовы пережить первосентябрьские нагрузки в школе. И проявление «нежелания учиться», капризы, истерики говорят о том, что где-то родителями была допущена ошибка, после которой, ребенок стал ассоциировать учебу с чем-то неприятным для него. А больная голова или живот — это повышение фактора страха перед неудачами. И через какое-то время (месяц, полгода, год) жизни в таком состоянии у ребенка включается психосоматика и начинается «ломка» сознания: психика ищет выход, и поэтому боль переключается на любой орган (уши, желудок, глаза). Тогда родители начинают лечить физические факторы вместо того, чтобы устранить психологическую проблему. И как следствие ребенок будет ходить в очках из-за боязни просто стать самим собой. А ребенку-то всего-навсего в тот период нужна была поддержка и понимание родителей».
В качестве поддержки, психолог рекомендует увеличить двигательную активность школьников.
«Самое простое — утренняя зарядка, прогулки, пробежка, плавание, спортивные секции. Помните, что младшим школьникам ежедневно рекомендуется проводить на воздухе 3,5 часа».
Вторая причина стресса, по мнению Светланы Башиновой, заключается в слабой эмоциональной сфере личности ребенка.
«Родители ставят на первое место интеллектуальное развитие, считая, что игры – бесполезная трата времени ребенка. В итоге, дети совершено не умеют играть, общаться. В школе в фаворе становятся детишки, знающие хоть какие-то игры и собирающие вокруг себя на переменках одноклассников для интересного занятия, или те, у кого круче модель телефона с последними версиями виртуальных игр».
А ведь игра, являясь ведущим видом деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста, занимает важное место в их жизни.
«Это связано с тем, что игра оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка, помогает малышу общаться со взрослыми на равных, обрести психологическую свободу, отсутствие которой приводит к неврозам, страхам и депрессии».
С точки зрения психолога, первоклассникам и учащимся младших классов, получающим образование по усиленной программе или посещающим музыкальную школу, нужно ежедневно выделять дополнительный час для игр.
«Поиграйте с детьми в школу. Именно игра, позволяющая ребенку побывать в роли мамы или папы, воспитателя или учителя, избавляет от накопившегося нервного напряжения».
Очень полезны для детей младшего школьного возраста спортивные игры и игры с родителями, в чьем присутствии они не чувствуют неуверенности и дискомфорта.
«Лучше всего восстановлению равновесия помогает сказкатерапия: можете купить учебник или книгу тренинга и поймете, что это совсем не сложно, ведь ребенка вы знаете с самого рождения. Найдите героя и сочиняйте про него сказки и подвиги – и все переживания ребенка уйдут».
Психолог обратил внимание еще на одну проблему, которая может стать причиной появления стресса у «первашей».
«Если раньше людям было некогда заниматься своими детьми, они были заняты добыванием денег, то сейчас они просто не хотят ими заниматься. Родители готовы откупиться деньгами, дорогими игрушками, а вот общаться с маленьким человечком – это для них тяжело. И ребенок растет, его внутренний мир формируется без их участия». Фактически в семье полностью отсутствует воспитание, привитие навыков общения.
Последствием отсутствия родительского внимания становится неумение слушать и слышать учителя. «А не дам я ему два яблоко, пусть он хоть дерись!». Детишки растут лидерами, каждый готов и стремится себя проявить. Им трудно контролировать себя, собрать все внимание на учителе. И если лет 10-15 на уроках в первом классе уже за первые две недели можно было приучить почти весь класс отвечать после поднятия руки, не выкрикивая, то теперь учитель несколько месяцев, а то и всю начальную школу пытается обучить нормам поведения на уроках».
Процесс адаптации первоклашек занимает, по мнению психолога, до полугода. На адаптацию влияют несколько факторов: физический уровень развития ребенка, самостоятельность, усидчивость, внимательность, коммуникабельность, его интересы. Следует разделять период острой адаптации – до месяца (1-2 месяца) и период внутренней адаптации – 3 – 6 месяцев. И все это время родители должны стать поддержкой и опорой для своих детей. Талант родителей – в умении показать детям достоинства и преимущества хорошего образования.