О специфике поведения мошенников в соцсетях рассказал в интервью Центру медиакоммуникаций КФУ доцент кафедры клинической психологии и психологии личности Института психологии и образования Казанского федерального университета Ильдар Абитов.
По мнению доцента КФУ, главный механизм обмана в социальных сетях основывается на потребности любого человека строить с окружающими доверительные отношения.
«Все мы хотим находиться в таких отношениях, чтобы мы могли полностью довериться тем, с кем эти отношения нас объединяют», – считает он.
Еще одной важной деталью, облегчающей обман в социальных сетях, является анонимность общения, невозможность контролировать своего собеседника и его поведение, недостаток информации о нем, продолжает эксперт.
«Этим виртуальное общение принципиально отличается от "реального" общения с глазу на глаз. Мы располагаем только той информацией о партнере по общению, которую он нам предоставляет. Мы не можем видеть его невербальных реакций на наши слова, их заменяют "эмотиконы" ("смайлики"), которые можно отправлять, не испытывая при этом отражаемых ими чувств», – подчеркнул он.
По словам Ильдара Абитова, первым социально-психологическим механизмом, который используют мошенники в социальных сетях, является формирование аттракции, или построение доверительных отношений. Для этого могут использоваться комплименты или нахождение общих знакомых и других объединяющих характеристик (например, одно место рождения). Кроме того, злоумышленник может представится лицом, обладающим более высоким статусом, чем жертва. Далее используются различные манипулятивные приемы, позволяющие укрепить отношения и сформировать у жертвы мотивы совершения действий, выгодных для посягателя. Это могут быть манипуляции, актуализирующие любопытство (попробуй угадать, откуда я тебя знаю), ожидание положительных эмоций (тебе понравится), потребность в получении материальной выгоды (посягатель обещает сделать подарок или заплатить за нужные ему действия, например отправку интимной фотографии). Также может использоваться принцип социального доказательства (такие же как ты люди уже сделали это для меня, неужели ты не сможешь?).
«После совершения жертвой первого выгодного для злоумышленника действия начинают применяться другие приемы, такие как оказание психологического давления (ты должен снова это сделать, иначе будет хуже), прием "нога в дверях" (вслед за безобидной просьбой следует уже более серьезная, далее следующая и так по нарастающей), шантаж (если ты не сделаешь это снова, я разошлю твои интимные фотографии твоим близким и знакомым), угрозы (если ты не сделаешь то, о чем я прошу, пострадают твои близкие или ты сама)», – предупредил специалист.
Абитов заострил внимание на том, что общение в социальных сетях принципиально отличается от непосредственного общения.
«Помните об этом. Проверяйте предоставляемую вам информацию в меру своих возможностей, не выполняйте просьб и требований, о выполнении которых можете со временем пожалеть (не отправляйте интимных фотографий, не делитесь очень личной информацией). Началом доверительных отношений может быть только личная встреча и получение личной информации о собеседнике. Социальная сеть – это только место для знакомства и получения первой информации о вашем партнере по общению», – предупредил он.