Насколько полезно для Казахстана ядерное разоружение?
3 июля Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал закон о ратификации Договора о запрещении ядерного оружия. Ранее законопроект одобрил парламент страны. Договор был принят 7 июля 2017 года в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке. Он вступит в силу после его ратификации 50 государствами. Соглашение запрещает производство, испытание, приобретение, передачу, хранение и размещение ядерного оружия и ядерных взрывных устройств. Кроме того, запрещается использование ядерного вооружения и применение угроз по его использованию. Эксперт АНО «Институт исследований Центральной Азии» Роман Пеньковцев рассуждает о том, что принесет такой ход в мировой политике Казахстану.
«…международный режим ядерного нераспространения «трещит по швам»
С учетом современной международной повестки дня ядерная проблематика становится все более острой, международный режим ядерного нераспространения «трещит по швам». Наращивание ядерного потенциала различными государствами, расширение числа стран, обладающих ядерным оружием – эти проблемы стоят сегодня на повестке дня даже более остро, нежели в период биполярности. Для того чтобы их урегулировать, существует несколько механизмов. Один из них – расширение и создание зон, свободных от ядерного оружия. Это далеко не новая практика, она ведет отсчет еще с 60-х годов прошлого столетия, и в целом в сегодняшних действиях Казахстана нет ничего необычного. Однако нужно учитывать, что в классическом понимании этого процесса безъядерные зоны представляют собой несколько иное. Тот способ разоружения, который сейчас реализует Казахстан, является крайне жестким, и ставит страну в очень строгие рамки. По своей сути подписание и последовавшая за ним ратификация Договора о запрещении ядерного оружия лишили государство возможности каким-либо образом обеспечить себе серьезную ядерную безопасность.
«…подписание договора - это серьезный обдуманный шаг…»
Почему Казахстан это делает? Есть официальное объяснение от властей государства по этому поводу. Еще в момент подписания договора, состоявшегося в марте прошлого года, Министерство иностранных дел страны дало своим гражданам следующее объяснение: Казахстан прошел сложный путь от стремления обладать ядерным оружием к пониманию того, что оно не нужно государству. Согласно заявлениям представителей МИД Казахстана, подписание договора и его последующая ратификация – это серьезный обдуманный шаг, на который страна пошла после длительного анализа. В казахстанском Семипалатинске, как известно, был расположен ядерный полигон, который нанес этой земле много вреда. Согласно классификации территорий, подвергшихся воздействию радиоактивных осадков при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, Семипалатинск относится к зоне повышенного радиационного риска. То же можно сказать и о территориях, окружающих Семипалатинск – они были отнесены к категории максимального риска. С учетом такого рода последствий для страны от наличия ядерного оружия, было принято решение полностью от него отказаться – в разработке текста документа договора, подписанного в марте 2018 года, принимал участие лично Нурсултан Назарбаев.
«…обезоруживать себя таким образом означает идти на определенный риск…»
Однако ратификация Казахстаном Договора о запрещении ядерного оружия ставит страну в двоякую ситуацию. С одной стороны, любое государство, которое отказывается от ядерного оружия, становится более легитимным с точки зрения международного права, и казалось бы его права и интересы должны учитываться мировыми игроками. С другой же – это существенно подрывает военный потенциал государства, а в современных условиях, когда международная обстановка крайне нестабильна, и высока вероятность попадания оружия в руки террористам, обезоруживать себя таким образом означает идти на определенный риск.
Когда России было предложено рассмотреть идею подписания договора о запрещении ядерного оружия и разоружиться, министр иностранных дел Сергей Лавров сказал, что этот договор не решает проблему ядерной угрозы системно. Россия в качестве альтернативы предлагает вернуться к подписанию и ратификации договора о всеобщем ядерном разоружении. Однако этот процесс запустить не удается, поскольку его блокируют, прежде всего, США. В краткосрочной перспективе такой подход может быть полезен для государства, подписавшего подобный договор, однако в дальнейшем это фактически означает одностороннее разоружение.