После успешного испытания системы беспилотного транспорта, прошедшего в Краснодарском крае несколько дней назад, стало возможным говорить о развитии всей концепции объединения её в единую сеть. Успех подтвержден тем, что первым пассажиром беспилотного КАМАЗа, разработанного совместно ПАО «КАМАЗ» и КФУ, стал министр транспорта России Максим Юрьевич Соколов. Результаты именно этого испытания продемонстрировали руководителю ГБУ «Безопасность дородного движения» Рифкату Нургалиевичу Минниханову.
Руководитель группы проектов беспилотных транспортных средств, реализуемых в стратегическом партнерстве КФУ и ПАО «КАМАЗ», доцент кафедры радиофизики Института физики КФУ Дмитрий Евгеньевич Чикрин рассказал о преимуществах автопилота, созданного в Казанском федеральном университете:
“Разработкой нашей системы автопилотирования занимались сотрудники, студенты и аспиранты трех подразделений КФУ: Института физики, Института вычислительной математики и информационных технологий и Набережночелнинского института, а также сотрудники НТЦ КАМАЗа. Нам удалось создать функционирующий в любых дорожных условиях и в любых условиях связи автопилот. Навигация осуществляется при помощи Wi-Fi и 4G, а в случае пропадания связи со спутником автопилот переходит в специальный УКВ-диапазон. Важно и то, что стоимость автопилота для одной автомашины – менее 200 тысяч рублей».
Дмитрий Евгеньевич также отметил, что наш автомобиль на первом в России масштабном испытании беспилотного автотранспорта представили руководители рабочих групп автопилотирования и инфраструктурного обеспечения, молодые сотрудники НИЛ «Перспективные системы ориентации, навигации, связи» КФУ Антон Егорчев и Павел Савинков.
Увидев результаты тестового заезда, директор ГБУ «Безопасность дорожного движения» Рифкат Нургалиевич Минниханов поинтересовался, насколько самостоятельно способен двигаться автомобиль, а главное, способен ли он ориентироваться на бездорожье, не оборудованном разметкой и дорожными знаками. Ответ был утвердительным. Дело в том, что в Казанском университете, помимо самой системы автопилота, разрабатываются и другие элементы «умной инфраструктуры» «города будущего» с возможностью производить прототипы. Здесь же, на первом этаже Инженерного института, расположились несколько пятикоординатных станков и 3D принтеры. Такое компактное размещение позволяет воплощать фантазии ученых в жизнь гораздо быстрее. Единственная сложность – необходимость территории, где все элементы «умного города» начнут работать и сформируются стандарты применения инноваций. В качестве такого «города будущего» ректор КФУ предложил использовать Деревню Универсиады, место компактного проживания студентов Казанского университета. Логично, что первыми нововведения увидят именно они, да и сама территория, обладающая собственными улицами и дорогами, как ни одна другая для этого подходит.
«Мы хотим из Деревни Универсиады сделать модельный интеллектуальный город. Первый вариант - это вариант шаттловый, в смысле перевозок по указанным точкам. Но возможен и транспорт по вызову», - отметил Ильшат Рафкатович Гафуров.
О том, что беспилотные автомобили - это ближайшее будущее, свидетельствует поручение, которое дал Премьер-министр РФ Дмитрий Анатольевич Медведев 24 апреля 2018 года на заседании Президиума Совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России. Было поручено определить до 29 июня пилотный участок скоростной автодороги М-11 Москва — Санкт-Петербург с тем, чтобы до 30 ноября 2018 года «начать тестирование технологий и инфраструктуры для движения беспилотного, подключенного и электрического транспорта».
Кроме того, как сообщает на своем сайте информационное агентство REGNUM, для постоянного проезда беспилотников в период с 2019 по 2021 годы будут подготовлены федеральная автотрасса А-181 «Скандинавия», связывающая Петербург и Ленинградскую область с Финляндией и Евросоюзом, а также дорога Казань — Набережные Челны.