Ректор Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я.Яковлева побывал в гостях в Институте психологии и образования. После экскурсии по институту Владимир Иванов ответил на несколько вопросов журналиста.
– Владимир Николаевич, насколько мне известно, Чувашский педуниверситет – уникальный в своем роде вуз: в нем доля педагогического образования составляет почти 100%.
– Да, действительно, это так и есть. Ни юристов, ни экономистов мы не готовим – только педагогов. Но даже в этом случае мы выпускаем в два раза меньше учителей, чем требуется на рынке труда. Так, на 1 сентября этого года в республике не хватает 89 учителей начальных классов.
Сегодня в Минобре республики осознали, что существует разрыв между поколением учителей, готовящимся уйти на пенсию, и молодыми кадрами, только что пришедшими в школу. К сожалению, доля молодых учителей в школах Чувашии очень низка – около 12% (по сравнению с 27% учителей пенсионного возраста).
К тому же следует отметить, что учителя никогда не могли похвастаться высокими окладами. А в период кризиса ситуация настолько ухудшилась, что престиж профессии педагога существенно упал. На это не могут не отреагировать власти — ведь именно учителя дают детям знания.
А без престижа профессии не стоит ожидать, что в школы будут идти лучшие из лучших. К тому же надеяться на то, что при низком уровне доходов педагогов дети получат качественное образование, не приходится. Поэтому в ведомстве заинтересованы, чтобы в школы приходили те, кто сможет не просто вычитать материал и выставить оценки, но и помочь им сформироваться как личностям.
И вот благодаря действиям властей – в частности, Указа Путина о повышении зарплат преподавателям, проведению профориентационной работы со студентами - будущими педагогами – мы имеем заинтересованных в получении специальности преподавателя студентов. Такая осознанность выбора стала результатом работы правительства, Министерства образования и науки России за последние пять лет.
– Какие студенты пришли к вам в 2017 году?
– Средний балл поступивших в Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я.Яковлева составляет 66 баллов. По сравнению с другими педвузами республики он достаточно высок и растет из года в год.
Осознанность выбора направления обучения связана, прежде всего, с повышением интереса к педагогической профессии. Наша молодежь понимает: профессия учителя всегда будет востребована, а это значит, что они всегда будут иметь спрос на рынке труда как высококлассные специалисты.
В университете мы идем по пути развития целевого обучения. Не путайте с целевым приемом. Как правило, целевики - это ребята с низкими баллами ЕГЭ, никуда не поступившие, но нашедшие лазейку в виде рекомендательного письма от предприятия и поступившие благодаря этому к нам. Это такой негатив - и для университета (мы получаем слабых студентов), и для будущих работодателей (на выходе мы имеем не заинтересованных в своей профессии выпускников).
Главное отличие же целевого обучения заключается в том, что мы начинаем сотрудничество с районами. Администрация районов заключает договор с нашими студентами, по условиям договора, будущим преподавателям идет дополнительная стипендия в размере 2 000 рублей, и к основному образованию они получают еще дополнительное. Второе высшее образование дает возможность в малокомплектных школах интегрированно решать проблемы нехватки кадров.
– Какова Ваша главная задача, которую Вы ставите перед собой как ректор высшей педагогической школы?
– Я два месяца работаю ректором, и для меня важно проанализировать успехи того или иного вуза, перенять и внедрить в нашем университете передовой опыт и лучшие практики. Но я один ничего не смогу сделать — важно действовать в команде. Поэтому я планирую привезти к вам в Казанский университет свою команду - людей, которые живут своим делом и хотят изменить свой родной университет к лучшему.
Своей задачей Чувашский педуниверситет видит повышение качества профессиональной «закалки» учителей. А профессионалы Института психологии и образования КФУ в рамках достигнутых договоренностей готовы представлять нам свои наработки и предложения, делая упор на развитие системы образования и подготовки педагогических кадров.
Лично мне импонирует в КФУ мотивация труда сотрудников – я взял себе это на заметку и поставил задачу – повышение зарплаты своим сотрудникам. Именно она дает руководству возможность требовать выполнения показателей. У меня сегодня совесть не позволяет мне сказать: «Дорогой, ты мало работаешь», потому что как ректор я ничего не сделал, чтобы у моих преподавателей была нормальная зарплата.
– Каковы ваши впечатления от работы Института психологии и образования?
— Из рассказа директора ИПО Айдара Калимуллина я узнал, насколько кардинальные изменения произошли в университете и институте. О положительных изменениях говорят и преподаватели, с которыми мы общались во время экскурсии по Институту.
И я понимаю причину проводимых руководством вуза преобразований, потому что очень важно не только обеспечить кадрами и внедрять новые технологии, но не менее важно, чтобы эти технологии помогли сделать российское образование передовым в мире.
Насколько я смог понять за время своего визита, в КФУ опираются на ценные традиции, перенимая самые совершенные методики и стратегии развития, непрерывно совершенствуя свою деятельность, и это позволяет университету выйти на передовые позиции в науке и образовании.
— Хочу присоединиться к своему коллеге, – включился в разговор директор ИПО Айдар Калимуллин. – Мы ценим наше единство – это залог наших будущих успехов. Помогая друг другу, поддерживая и совмещая усилия всех университетов, находящихся в Поволжье, мы сможем продвигаться в мире. Так что нам нужно использовать возможности тесного сотрудничества и кооперации университетов наших двух регионов.