Сегодня, 22 февраля, в Москве состоялось заседание Российской академии образования. В фокусе внимания оказались способы повышения качества подготовки профессиональных кадров с учетом нового курса на практикоориентированный подход в образовании. В дискуссии принял участие ректор КФУ Ильшат Рафкатович Гафуров.
Напомним, что ректор был удостоен звания члена-корреспондента РАО в минувшем декабре.Тогда же Ильшат Рафкатович был избран действительным членом Академии наук Республики Татарстан. По мнению ректора, это станет преимуществом для координации совместных действий обеих организаций, ведь развитие образовательной системы во все времена идет рука об руку с развитием науки.
Важность надежного тандема двух этих сфер заявила о себе и сегодня. Так, обсуждая проблемы перехода к так называемым деятельностным принципам в образовании, члены РАО открыто заявили о недостатке научных изысканий на тему, которые создали бы фундамент для этого процесса.
Вопрос актуален тем более, что новые образовательные стандарты, принятые Министерством образования и науки РФ в прошлом году, включают в себя понятие компетенций выпускников вузов тех или иных направлений. Другими словами, сегодня выпускник должен не только обладать базой необходимых знаний, но и уметь применять их на практике, выполняя свои профессиональные задачи. Отметим, что Казанский федеральный университет уже включился в разработку новых, практикоориентированных методик преподавания: в рамках САЕ «Учитель XXI века» идет поиск новых психолого-педагогических подходов для работы педагогов нового поколения. Более того, отчасти они уже внедряются в образовательный процесс.
Так, уже сегодня студенты КФУ имеют возможность проходить профессиональную практику, не отрываясь от учебы. Для этого при вузе функционируют дополнительные структуры, такие как, например, Университетская клиника «Казань», выступающая базой практик Института фундаментальной медицины и биологии. Кроме того, университет налаживает прочные партнерские отношения с ведущими предприятиями республики Татарстан, сотрудничает с различными государственными и коммерческими организациями в России и за рубежом, что открывает перед воспитанниками университета широкие возможности в области стажировок. Примером тому может служить заключенное недавно соглашение о сотрудничестве между КФУ и Государственной думой РФ: там набираться практического опыта теперь смогут студенты Юридического факультета.
При этом проблема адаптации сегодняшней системы образования под нужды компетентностного подхода все еще заметна. Для разработки новых образовательных технологий необходимо подготовить серьезную научную базу, а значит, активизировать исследования в этой области. С этим согласились и члены РАО: по итогам заседания было принято соответствующее постановление.