Фестиваль школьных учителей появился в Елабужском институте КФУ в 2010 году как инициатива, способная привлечь внимание к проблемам педагогического образования. Именно поэтому первые годы он проходил в формате республиканского педагогического форума. В 2011 году он обрел статус всероссийского, а уже с 2012 стал международным. С тех пор ежегодный научный форум стал традицией не только для самого института, но и для гостей мероприятия, закрепившись как обязательное для посещения в календаре тех, кто следит за современными тенденциями в педагогике: стремиться к профессиональному общению специалистов, обсуждению современных образовательных технологий и обмену опытом между педагогами – учеными и практиками. Главной темой для обсуждения в этом году стала цифровизация, а точнее проблемы образования в XXI веке, веке мобильности и цифровых технологий.
Неудивительно, что список гостей и участников превысил цифру в 600 человек. Среди них министр образования и науки Республики Татарстан Рафис Тимерханович Бурганов, ректор Института развития образования РТ Людмила Николаевна Нугуманова, руководство Елабужского муниципального района, а также ведущие исследователи со всех концов России.
До пленарной части форума гостям показали достижения в системе образования и отдельных методик. Стандартная для мероприятия выставка стала площадкой для заключения новых договоров. Многие проекты, особенно связанные с IT, робототехникой и аддитивными технологиями, заинтересовали ректора КФУ. Увидели сегодня и тех, кому предстоит учиться по новым системам. Посвящение в первоклассники прошло в театрализованной форме. Вместо обычного вручения портфелей, почетные гости поприсутствовали на церемонии, взятой из известного художественного фильма про волшебника. Магическая шляпа распределила будущих первоклассников в школы республики, а удачи им пожелали те, от кого зависит, по каким программам и с какими учителями им предстоит расти и копить знания.
Открывая пленарную часть форума, ректор КФУ Ильшат Рафкатович Гафуров отметил взрывной рост информации и ее роль в нашем обществе. Действительно, количество доступных данных в мире не может не влиять на все основные факторы жизни. Следует помнить, что 90 % всей информации в мире было сгенерировано в последние два года. По оценкам специалистов, количество информации к 2020 году превысит 40 зеттабайт. Для сравнения, такое же количество информации содержится в фильмах -качества общей длительностью более 6 миллиардов лет.
Чтобы достойно отвечать глобальным вызовам, в КФУ была разработана стратегия развития, названная «Университет 4.0». Она в полной мере отвечает признакам четвертой промышленной революции и принятой Стратегии развития информационного общества РФ на 2017-2030 годы.
Для перехода к передовым цифровым технологиям одинаково важное значение имеют как новые математические методы работы с большими данными, искусственный интеллект, так и поиск новых материалов для процессинга и хранения данных, организации сетей быстрой передачи информации. Спектр таких исследований и разработок чрезвычайно широк. В Казанском университете данная задача реализуется в рамках пяти приоритетных направлений развития:
- биомедицина и фармацевтика,
- нефтедобыча, нефтепереработка и нефтехимия,
- инфокоммуникационные и космические технологии,
- перспективные материалы,
- комплексные социогуманитарные исследования.
Вовлеченность сотрудников университета в процессы реализации научно-исследовательских и образовательных проектов по приоритетным направлениям составляет около 88%. Такой показатель достигается как раз благодаря междисциплинарности и глубокой интеграции всех процессов друг в друга.
«Если верить прогнозам, нас с вами ожидает очень необычная жизнь, все в онлайн. Молодым все это не кажется фантастикой, а нам, людям старшего поколения, видится как что-то невероятное. Мы привыкли ходить в гости, говорить вживую, а не общаться онлайн, но нам надо будет жить в этом будущем. Находясь здесь, в Елабужском институте, нам предстоит обсудить, какой будет эпоха цифровизации в образовании. Чтобы быть конкурентоспособными, мы должны быть все время в тренде и отвечать на вызовы сегодняшнего дня. А самый главный вызов сегодня - это тема нашего форума», - сказал Ильшат Рафкатович, приветствуя участников форума.
Такая постановка вопроса не случайна, как и выбор площадки. КФУ является крупнейшим образовательным центром по подготовке педагогических кадров в России. Около 9 000 человек обучается как в Елабуге, так и в других институтах Казанского университета, а это более 16 % от общей численности студентов вуза. Таким образом, удалось сформировать самую полную инфраструктуру педагогического образования, начиная от лицеев для одаренных детей (Лицей имени Лобачевского и IT-лицей) и заканчивая Центром повышения квалификации учителей. Более того, развитие в данном направлении позволило КФУ значительно продвинуться в предметной области «Education» рейтинга QS, где мы занимаем 201-250 место в мире и второе место среди вузов России.
Современная исследовательская деятельность и прорывные технологические разработки немыслимы без поддерживающего их эффективного образовательного процесса, вовлечения в проекты талантливых студентов и прием в вуз одаренных абитуриентов.
Для этого в настоящее время в Казанском университете создана современная инфраструктура развития педагогического образования. В нее включены модельные классы по всем школьным предметам, которые оборудованы новейшим лабораторным оборудованием. Создан центр практикоориентированной и исследовательской магистратуры. Активно функционируют центры трансфера образовательных технологий на базе IT-лицея, лицея им. Лобачевского и Поволжского центра повышения квалификации учителей.
Исследования в сфере педагогического образования определены в качестве одного из четырех академических приоритетов развития университета. Развиваются базовые направления лидерства: в сфере непрерывной подготовки и профессионального развития учителей, а также по разработкам новых технологий преподавания с учетом развития у учащихся современных социальных, психологических и эмоциональных компетенций.
Образовательная инфраструктура университета активно переходит на электронные платформы, основанные на массовых открытых онлайн курсах, а также новейших разработках в сфере образовательных технологий «EduTech».
В КФУ разработана база инновационных мультимедийных образовательных ресурсов по физике и система-конструктор учебных элементов «Учебная среда XXI+», которая широко используется для создания мультимедийных образовательных ресурсов, в том числе подготовлено пособие по физике на немецком языке совместно с Университетом Инсбрука.
Важно, чтобы современный учитель соответствовал вызовам времени, стремился к непрерывному профессиональному росту, был готов выполнять те образовательные и воспитательные задачи, которые ставит перед ним наше общество и государство. И здесь роль цифровых технологий невозможно переоценить. Анализ больших данных – а это вся доступная информация об учащихся – позволяет учителю, педагогу принимать правильные решения. В педагогике цифровизация важна не меньше, чем в персонализированной медицине: новые технологии позволяют перейти к персонификации образовательных программ, к целевой работе с каждым обучающимся с учетом его ментальных, психофизиологических, и даже культурных и конфессиональных особенностей
«Мы находимся на очень нужном мероприятии. Приоткрыли окно в будущее, которое больше не кажется нам таким фантастическим. Дело времени, все технологии будут доступны. Для того чтобы это сделать, нужны грамотные специалисты, а этих специалистов должны готовить педагогические кадры. Жизнь подтвердила: знать самому мало, надо еще уметь учить. В этом году мы возрождаем наш педагогической институт, потому что понимаем: знать, как учить, очень важно. Сегодня в этом зале собрались самые неравнодушные люди, которые и двигают прогресс, вкладывая знания в наших детей. Формат общения фестиваля дает возможность выйти за грани обычного академического диалога», - отметил министр образования и науки Республики Татарстан Рафис Тимерханович Бурганов.
Обсуждение пройдет в нескольких форматах. При этом пленарная часть будет не самой массовой. Запланировано 90 мастер-классов, тренингов, дискуссионных площадок, 10 экспертных практикумов по вопросам здоровья учителя с врачами в рамках просветительского проекта «Здоровый учитель», научно-образовательная акция «Ночь науки», а также работа выставки партнеров фестиваля.
«Современные технологии позволяют нам находиться сразу в нескольких местах, моделировать будущее, заходить в онлайн и работать, находясь далеко друг от друга. Выросло поколение, которое не знает, что такое мир без интернета. Электронные учебники позволят каждому ребенку выстраивать собственную образовательную траекторию. Тогда нужно ли посещать школу, хватит ли у детей мотивации? И как же быть с общением во время занятий? Я надеюсь, нам удастся поговорить на все эти темы», - сказала директор Елабужского института КФУ Елена Ефимовна Мерзон.
Первый вопрос в режиме реального времени в форме голосования рассмотрели уже на пленарном заседании. Выяснилось, что педагоги не считают, будто дистанционное обучение способно вытеснить традиционный «очный» формат. Это посчитали хорошим началом для дискуссии. В целом обсуждения продлятся до 17 августа.
Добавим, что число участников превышает 600 человек, а модераторами фестиваля выступают 48 специалистов из шести стран (США, Германия, Болгария, Хорватия, Ирландия и Литвы). Кроме того, привлечены 17 специалистов системы высшего образования из регионов России и 16 специалистов Казанского федерального университета. Подробнее о круглых столах и итогах форума читайте на сайтах Казанского университета и Елабужского института КФУ.