Встреча, организованная Институтом международных отношений и Министерством образования и науки Республики Татарстан, вот уже второй год привлекает специалистов в области преподавания истории со всех концов республики и не только. Неслучайно съезд проводится при поддержке Института российской истории РАН, Института всеобщей истории РАН, Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания, Регионального отделения Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания, Отделения Российского исторического общества в Казани и Института развития образования Республики Татарстан.
Новые ориентиры в государственной политике управления образованием выдвигают новые цели и требования к интеграции науки и высшей школы. Но высшая школа не может эффективно развиваться без тесного взаимодействия с системой школьного и среднего профессионального образования. В ходе модернизации общества предстоит искать все новые пути и технологии формирования человека будущего, основа которого – всесторонние знания, эрудиция, инновационное мышление.
На протяжении всего августа и завтра, во время открытия международного саммита THE, говорилось и будет говориться о создании и воспитании «человека будущего». В этом вопросе велика роль гуманитарного образования. Сделав определенный исторический виток, гуманитарные науки сегодня вышли на новый уровень осмысления миропорядка, формирования человеческого мировоззрения. Важно подчеркнуть, что на современном этапе узко ориентированные научные направления и дисциплины во многом уже исчерпали себя. И здесь на лидирующие позиции вышли междисциплинарные исторические и обществоведческие науки, когнитивные технологии, которые являются наиболее точными инструментами познания.
Именно этим во многом объясняется стратегия Казанского университета по формированию общей междисциплинарной платформы подготовки специалистов-экспертов в гуманитарной сфере с углубленной языковой подготовкой.
«Важным шагом в укреплении нашего взаимодействия может стать создание в КФУ базовой кафедры Института всеобщей истории РАН по историческому и обществоведческому образованию в качестве республиканской методической и практической площадки Ассоциации учителей истории и обществознания, возглавляемой уважаемым академиком РАН Александром Огановичем Чубарьяном, а также подписание сегодня Договора о сотрудничестве с Государственным академическим университетом гуманитарных наук», - сказал в приветственном слове ректор КФУ Ильшат Рафкатович Гафуров.
Историческое и обществоведческое образование являются механизмом развития всесторонней личности, личности патриота своей страны. По сути, сегодня гуманитарная парадигма не представляет собой отдельного образовательного направления, - она «встроена» в систему образования и являет собой неотъемлемое ее звено. При этом Ильшат Рафкатович обратил внимание, что в университете не просто готовят молодежь, натаскивая их по общеобразовательным предметам: здесь закладывается база, основа мировоззрения, идейной позиции, основа патриотизма. Самой сложной задачей при достижении этой цели является умение педагога, историка, обществоведа соблюсти неуловимо тонкую грань между формированием стойких убеждений учащихся в области истории и обществознания, с одной стороны, и формированием критического мышления, отсутствием догматизма в преподавании – с другой.
В этой связи особую актуальность приобретает преподавание Отечественной истории на основе Концепции нового учебно-методического комплекса по Отечественной истории и утвержденных линеек учебников по истории России. Безусловно, унификация исторического образования необходима. Вместе с тем, пока еще отсутствует достаточная четкость в применении методик, адекватных целям реализации данной концепции. Еще предстоит выработать универсальный механизм, на основе которого преподавание Отечественной истории будет способствовать сочетанию традиций и инноваций, возможности актуализировать и развивать личностный потенциал учащихся.
Методические рекомендации, разработанные участниками съезда, в дальнейшем планируется использовать для подготовки образовательных программ и корректировки уже имеющихся. КФУ является основным поставщиком учительских кадров для республики, а доля студентов, обучающихся на педагогических направлениях, в университете достигает 16 % от общего числа студентов. Потому внимание ректора к проблемам в этой отрасли не поддельное, а предложения внедряются в жизнь как в профильном педагогическом институте, так и в Институте международных отношений КФУ.
«Я благодарю наших гостей за то, что они приехали для плодотворной работы. И это современный тренд. В этом году не было традиционного рейтингования школ, чтобы мы не боролись друг с другом за цифры, а глубже ушли в знания. Я считаю, это очень хорошая новация: не используется административный ресурс, а все силы идут на совершенствования навыков», - отметил министр образования и науки РТ Рафис Тимерханович Бурганов.
Встреча, инициированная Казанским университетом, должна запустить новые совместные проекты и решить несколько проблем.
Во-первых, это вопросы методологии исторического и обществоведческого образования. По мнению экспертов-историков, необходимо прийти к единому пониманию основ теоретического и методического сопровождения преподавания истории и обществознания, с тем, чтобы работать в едином ключе и достигать максимальных результатов.
Во-вторых, это региональные аспекты исторического и обществоведческого образования. Здесь предстоит выработать общую стратегию преподавания истории с учетом региональной и национальной специфик. Важную часть данного блока занимают вопросы патриотического воспитания личности учащихся. Здесь же необходимо обсудить вопросы качества и доступности учебно-методических материалов, унификации методики преподавания истории на татарском языке, а также преподавания предметов для представителей инокультурных сред – в частности, мигрантов.
В-третьих, это инновационные методы и технологии в историческом и обществоведческом образовании, в том числе, с учетом региональной специфики. Историческое и обществоведческое образование должно стать доступнее. Это предполагает преподавание предметов в условиях инклюзивного образования, - для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, гетерогенных групп, одаренных учащихся. Здесь необходимо обладать широким арсеналом всевозможных средств, и учителя, методисты должны быть к этому подготовлены.
Интересно, что уже в рамках пленарного заседания съезда из уст ректора Государственного академического университета гуманитарных наук Дениса Валерьевича Фомина-Нилова прозвучало конкретное предложение, отвечающее на ряд поставленных вопросов.
«История намного сложнее и выходит далеко за рамки военно-политической истории. Здесь важен момент по региональной истории, который сейчас недостаточно развит. Во многих регионах страны она изучалась, прежде всего, как краеведение, но это не одно и то же. Много человек занимается краеведением, но эти исследования не завершаются какими-то большими публикациями и не входят в школьную программу. Еще одну проблему я вижу в противопоставлении этих исследований «центру», это неправильно. Великая Россия сформировалась благодаря вкладу всех районов, всех ее народов», - заметил он в своем выступлении.
В качестве предложения собранием была озвучена необходимость ввести в выпускном, 11-м классе, селективный курс региональной истории, тесно связанный с историей страны. Этот же курс, по мнению участников встречи, должен быть продолжен на первом курсе университета. Мобильность молодых людей высока, для обучения они часто выбирают вузы других регионов. Если взять в качестве примера Казанский университет, то представители почти всех регионов России и 94 стран мира бок о бок обучаются в стенах одного из старейших вузов страны. Важно, чтобы первокурсники сразу смогли влиться в общество и поняли региональные особенности.
«Мы, несомненно, воспользуемся вашим предложением. Хотя хочу отметить, что историю Татарстана в школах изучают вплоть до 8-го класса. Тем не менее, мы хотели бы получить вашу поддержку для подготовки специальной образовательной программы для студентов подготовительного факультета КФУ. Сейчас у нас есть позитивный пример. Сейчас в университете находится группа студентов из Университета Канадзавы (Япония), это прежде всего инженеры. С первых дней в КФУ они попросили подробного рассказать им о регионе, и первые две недели стажировки были посвящены именно вопросу изучения региональной истории. Вместе с тем мы не имеем единой программы, разработанной для такого использования. Сегодня мы подпишем соглашение, и это станет началом нашей совместной работы в этом направлении», - сказал Ильшат Рафкатович Гафуров.
Церемония подписания состоялась здесь же, в завершениие пленарной части съезда. Документ предполагает установление между КФУ и ГАУГН долгосрочного сотрудничества и взаимодействия, направленного на развитие научно-исследовательской деятельности в области гуманитарных исследований на основе объединения интеллектуального потенциала обоих университетов. Была выражена заинтересованность в развитии взаимодействия в интересах формирования условий для сотрудничества, для чего будут проводить совместные встречи, конференции, консультации, семинары, совещания, осуществляться согласование позиций и выработка общих решений по вопросам, представляющим взаимный интерес.
«Для нас очень важен взаимообмен и общение. Наши усилия направлены на обогащение знаний наших учеников. Сегодня у нас еще будет возможность обсудить все подробнее. Сейчас же хочу сказать, что соглашение является действительно знаковым и начинает новый славный этап развития исторической науки», - отметил директор Института Международных отношений КФУ Рамиль Равилович Хайрутдинов.
Работа съезда продолжится сегодня в рамках круглых столов и секционных обсуждений. Все вопросы, поставленные на пленарной части министром образования и науки Татарстана, а также ректором КФУ, найдут свое отражение в резолюции съезда. Подробнее об этом читайте на сайте kpfu.ru.