Республика Казахстан является для Казанского федерального университета знаковым партнёром в научно-образовательной сфере. Представители КФУ и различных исследовательских центров Казахстана совместно работают над реализацией целого ряда научных проектов в области истории и культуры. Кроме того, недавно на базе вуза начал свою работу Институт исследований Центральной Азии, призванный объединить ключевых экспертов в области исследования политических, экономических и социокультурных процессов в регионе, разработки аналитических сценариев развития сотрудничества России и соответствующих государств.
А количество студентов из Казахстана, обучающихся в КФУ, растет год от года – активная профориентационная работа вуза в государстве Центральной Азии не проходит бесследно. Так, на проводимых в Казахстане различных образовательных выставках и ярмарках, организуемых национальным представительством Россотрудничества при поддержке Министерства образования и науки, площадка Казанского университета традиционно является одной из самых посещаемых. Работа с потенциальными абитуриентами ведется и в городах страны - Нур-Султане, Актобе, Шымкенте, Алма-Ате. Потому интерес к выставке, посвященной истории и культуре государства, со стороны руководства вуза и музейного комплекса Казанского университета весьма обусловлен.
Как можно удостовериться сегодня на выставке «Великая Степь: история и культура», работающей в выставочном зале «Манеж», культура и национальные особенности Казахстана поистине самобытны и заслуживают пристального внимания. По достоинству экспозицию оценили и ректор Казанского федерального университета Ильшат Рафкатович Гафуров, проректор по научной деятельности КФУ Дмитрий Альбертович Таюрский и директор музея истории КФУ Светлана Анатольевна Фролова, ставшие почетными гостями выставки 5 апреля.
Стоит отметить, что выставка организована национальным музеем Казахстана совместно с министерствами культуры Казахстана и Татарстана в рамках международного проекта «Шествие Золотого человека по музеям мира». Старт проекту был дан еще в 2018 году, и за это время экспозиция была представлена на музейных площадках уже шести государств: Беларуси, Китая, Азербайджана, Польши, Южной Кореи и России. В этом месяце коллекция продолжит свое путешествие по миру – на очереди Узбекистан, Малайзия, Грузия и Италия. А, значит, тем, кто желает погрузиться в культуру Казахстана, стоит поспешить.
Надо сказать, шедевры древнего и средневекового искусства Казахстана, представленные сегодня в музее, – лишь малая часть творений безымянных мастеров прошлого, отражающих самобытность наследия степной культуры Евразии. Однако здесь есть, на что посмотреть.
Так, например, внимание представителей университета моментально приковал к себе так называемый «Казахский Тутанхамон». История экспоната началась в начале 1970-х годов, когда в окрестностях Алматы произошла археологическая сенсация: в курганe Иссык были обнаружены останки сакского царя – “Золотого человека”, ставшего впоследствии символом Казахстана. Бесценную находку признали открытием века. На выставке в музее-заповеднике “Казанский Кремль” можно увидеть реконструкцию “Золотого человека” в расшитой золотыми бляшками одежде, в головном уборе особой конической формы, который украшают золотые пластины в виде золотых стрел, снежных барсов, архаров, лошадей и птиц, и коллекцию археологических находок эпохи раннего железного века (V – IV вв. до н.э.), сопровождавших захоронение этого знатного сакского молодого воина (по
мнению археологов, его возраст 17-18 лет). Также на выставке представлены уникальные археологические находки из сакских курганов Таксай (Западно-Казахстанская область), Талды-2 (Карагандинская область) и Берель (Восточно-Казахстанская область).
В завершение отметим, что многие части обнаруженного костюма «Золотого человека» стали символами Казахстана, в том числе на государственном уровне. Так, золотые украшения из короны древнего правителя степей - крылатые кони-тулпары, - стали частью национального герба Республики Казахстан, а скульптура Золотого человека установлена на площади Независимости в Алматы.