90 лет назад, в период становления молодого советского государства образовалось учреждение, которое сегодня называется Институт развития образования Республики Татарстан. Созданный в 1928 году как Татарский институт повышения квалификации педагогов, он на протяжении времени своего существования несколько раз реорганизовывался, переименовывался и в 2008 году был преобразован в Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Республики Татарстан».
Сегодня ИРО обладает высоким научно-педагогическим потенциалом, что позволяет ему решать стоящие перед региональной образовательной системой задачи по профессиональному развитию работников образования, научно-методическому сопровождению приоритетных региональных проектов и развитию системы образования Республики Татарстан в целом и в сотрудничестве с ведшими университетами России. Об этом, в частности, говорил Ильшат Рафкатович Гафуров, поздравляя ректора и сотрудников института.
«Сегодня хороший праздник - 90 лет одному из институтов, работающих на благо системы образования. Как бы ни назывался институт с 1928 года, он никогда не изменял своей цели – развитию образования. Была выстроена своя система, когда все педагогические институты передавали выпускников для дальнейшего профессионального роста в ИРО. В 2011 году все немного поменялось: Казанский федеральный университет сам стал таким центром, и взаимодействие между нами изменилось. Особую благодарность за высокое качество вновь сложившегося сотрудничества хочу выразить Людмиле Николаевне (Нугумановой, ректору ИРО РТ – прим. ред.). Я хочу пожелать всему институту удачи, и чтобы вы ни когда не изменяли соей миссии», - сказал ректор КФУ Ильшат Рафкатович Гафуров.
Между Казанским федеральным университетом и Институтом развития образования РТ существуют тесные профессиональные связи. Так, с 2011 года в Приволжском межрегиональном центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования КФУ в рамках государственного задания Республики Татарстан и в соответствии с договорами ИРО РТ обучились по программам повышения квалификации более 45 тысяч человек. Ежегодно Центром с учетом потребностей системы образования разрабатывается более 80 новых программ повышения квалификации.
Только в 2018 году на основании договора с ИРО РТ в КФУ прошли профессиональную переподготовку 331 учитель татарского языка и литературы по 14 направлениям: «Русский язык и литература», «Педагогика и методика дошкольного образования», «Педагогика и методика начального образования», «Менеджмент в образовании», «География», «Логопедия», «Изобразительное искусство с правом преподавания предмета «Музыка», «Изобразительное искусство с правом преподавания предмета «Технология», «Физическая культура и безопасность жизнедеятельности», «Педагогика и психология», «Иностранный (английский) язык», «Естествознание», «История и обществознание», «Математика».
При этом сам институт на достигнутом останавливаться на намерен, постоянно пополняя методическую базу и возможности. С 2018-2019 учебного года Лицей им. Н.И. Лобачевского КФУ является стажировочной площадкой по направлению «Наставничество». Было проведено несколько совместных стажировок повышения квалификации педагогических работников Республики Татарстан.
«Это все открыло большую вариативность процесса повышения квалификации учителей. В настоящее время мы находимся в процессе разработки и внедрения новых программ. В этой связи институт определил современные принципы подготовки уже в наше время, в цифровой век», - рассказала ректор ИРО РТ Людмила Николаевна Нугуманова.
Новая стратегия института очень близка Казанскому университету, который развивает индустрию цифровой экономики, объединяя все в модели «Университет 4.0». Поздравляя институт, говорили и о конференции «Образование: опыт, проблемы и перспективы развития», которая позволила собрать в Казани талантливых учителей и методистов.
«Мне очень приятно сегодня открывать одно из двух очень значимых для всего образовательного комплекса России мероприятие. Эта конференция не просто встреча, посвященная юбилею, это, прежде всего, возможность обсудить современное состояние системы образования не только в рамках работы в секциях, но и в кулуарах. Параллельно с этим сегодня идет окружное совещание, чтобы обсудить новые ФГОСы. Много можно говорить об институте развития образования - его роль прописана в самом названии», - сказал министр образования и науки Татарстана Рафис Тимерханович Бурганов.
В течение всего сегодняшнего дня возможность обменяться опытом появится у всех участников. Впитав в себя опыт предыдущих поколений, вся система образования находится сегодня в движении, пытаясь найти самый эффективный метод обучения. Перед учителями стоит задача научить молодых людей быстро адаптироваться и находить способы использовать в своей работе технологии, которые только появляются или появятся в ближайшее время. Таким образом, учеников нацеливают не на простое запоминание информации, а на формирование компетенций, способных помочь в будущем.