Сегодня, 15 августа, ректор КФУ Ильшат Рафкатович Гафуров принял участие в пленарном заседании ежегодной августовской конференции учителей. Одним из основных вопросов на повестке дня мероприятия стало обучение татарскому языку.
Президент Татарстана Рустам Нургалиевич Минниханов, открывая пленарное заседание, еще раз обратил внимание представителей всех ветвей власти на важность образовательного процесса и то, какие средства выделяются правительством на его развитие. Так, например, сегодня муниципальные образования получили школьные автобусы.
Общий же отчёт за прошедший год и итоги мероприятий, приуроченных к августовскому совещанию, представил министр образования и науки РТ Энгель Навапович Фаттахов. Он особо отметил роль КФУ в подготовке педагогических кадров, в том числе с учетом особенностей Татарстана.
К слову, сегодня об этом уже говорили во время традиционного обхода. Таким образом, вопрос находится в зоне особого внимания правительства республики, а основные надежды на создание и реализацию концепции преподавания татарского языка возлагается на главный вуз Татарстана. В Казанском федеральном университете всегда с особым внимание относились к вопросу обучения кадров для национальных республик. Неслучайно на прошедшей в субботу, 12 августа, церемонии посвящения в учителя большинство учителей-предметников, способных преподавать на татарском языке, оказались выпускниками КФУ. Вместе с тем, сотрудники университета пошли дальше простого преподавания, и сегодня представили сразу три направления деятельности, в которых нам нет конкурентов.
«Прежде всего, это концепция преподавания татарского языка и литературы, разработанная учёными Казанского федерального университета и Академии наук РТ. Если раньше татарский язык и литературу преподавали по трем направлениями - татарский язык и литература в татарских школах, татарский язык и литература для русскоязычных учащихся и татарский язык и литература для учащихся-татар, обучающихся в русских школах, - то, в соответствии с новой концепцией, татарский язык и литература преподаются как родной и как государственный. Основным принципом в преподавании татарского языка становится коммуникативный», - пояснил Радиф Рифкатович Замалетдинов, директор Института филологии и межкультурной коммуникации имени Льва Толстого КФУ.
За основу в научно-методической работы взят именно татарский язык. Но заложенные в концепции принципы обучения позволяют говорить о создании такой системы преподавания национального языка в национальных республиках, которая основывается не на принуждении, а на демонстрации новых возможностей, открывающихся при изучении языка. Во главу угла встают возможности быстро получать именно коммуникативные компетенции, так необходимые для успешной учебы и карьеры в окружении носителей языка национальной республики.
Свою презентацию ученые Казанского университета делали на стандартном для мероприятия «обходе», в рамках которого первые лица республики осмотрели инфраструктурные объекты хозяев мероприятия – в частности, здание Муслюмовского лицея. Здесь Президенту РТ рассказали, как планируется организовать проверку усвоенных в соответствии с новой концепцией знаний татарского языка. Удостоверять уровень владения родной речью будут в соответствии с европейской системой. Для этого еще в 2015 году КФУ вошел в Европейскую ассоциацию тестологов (ALTE). Членство в организации дает Казанскому университету право разрабатывать методички и тесты. Кроме того, в КФУ действует специально созданный центр сертификации по татарскому языку. В нем создается комплект методических и тестовых материалов для проверки знаний татарского языка с учетом европейского опыта. На сегодняшний день разработаны комплексы на уровне «А1» и «А2», то есть, в соответствии с международной классификацией, проверочные модули для начинающих и продолжающих изучать язык студентов с элементарным уровнем владения языком. К концу 2017 года специалисты центра планируют разработать комплексы для уровней «В1» и «В2» (так называемые самодостаточные уровни владения), а до конца 2019 года завершится разработка уровней «С1» и «С2» (свободное владение). В полной мере подготовка «проверочного» комплекса для всех шести уровней завершится к 2020 году, когда будут подведены итоги предварительной апробации.
В целом система образования в республике является одной из самых эффективных в России. Здесь речь идет не только о показателях ЕГЭ, которые в Татарстане традиционно оказываются выше средних по России, но и о результатах текущей работы. Как заключили на мероприятии, развитие системы образования в РТ идет опережающими темпами, причем как с точки зрения инфраструктурного и технологического переоснащения образовательных учреждений младшего, среднего и высшего звена, так и в части модернизации методических подходов. Казанский федеральный университет, взяв на себя функции «концентратора» усилий ученых по подведению научной базы в области образования, а также став крупнейшим центром подготовки педагогических кадров во всем Поволжье, также не может оставаться в стороне от этого процесса. Университет сделал изыскания в области педагогики одним из своих стратегических приоритетов, и плоды этой деятельности уже заметны и получают высокую оценку на высшем уровне. Подробнее о работе САЕ «Учитель XXI века», а также вкладе КФУ в развитие системы образования и науки в РТ, читайте в разделе «Образование» на сайте kpfu.ru.