Ректор Казанского федерального университета Ленар Сафин находится с рабочим визитом в Москве.
В рамках рабочей поездки он принял участие в расширенном заседании Совета Российского союза ректоров, которое прошло сегодня, 19 апреля, в Московском государственном университете имени Ломоносова под председательством ректора МГУ и президента РСР Виктора Садовничего.
Обсуждались вопросы, касающиеся приемной кампании 2023 года, а также организации и функционирования филиалов вузов за границей.
Университетам было объявлено, что Совет поддержит их работу по расширению своих сетей и организации деятельности в уже существующих филиалах, а также работу межуниверситетских, международных ассоциаций.
Отдельно с докладом выступил глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков. Он озвучил новые подходы к формированию системы высшего образования.
Так, новую национальную систему высшего образования в России предлагается разделить на три уровня: базовое (основное), специализированное высшее образование и аспирантура.
Основное высшее образование заменит бакалавриат и специалитет – т.е. будет соответствовать по уровню и тому и другому, согласно представленным материалам. Этот уровень образования должен будет обеспечить междисциплинарный практико-ориентированный подход к подготовке кадров.
Срок обучения планируется варьировать от четырех до шести лет. Продолжительность обучения будет зависеть от потребностей рынка труда.
Специализированное высшее образование предлагается ввести вместо магистратуры со сроком обучения один-два года. Такой уровень подготовки предполагает углубленную отраслевую подготовку кадров. При этом поступить на этот уровень смогут только лица, имеющие базовое высшее образование.
Аспирантура же в новой системе образования будет выведена на отдельный уровень, который будет направлен на подготовку научных и научно-педагогических кадров. Поступить в аспирантуру смогут лица, имеющие базовое высшее образование со сроком обучения не менее пяти лет или специализированное высшее образование.
В своем выступлении Валерий Фальков отметил, что необходимо уйти от противопоставления бакалавриата и специалитета и прийти к гибкой системе образования, оперативно реагирующей на изменяющиеся условия на рынке труда.
Глава ведомства добавил, что озвученные новые подходы требуют обсуждения в академическом сообществе совместно с работодателями и регулирующими органами власти.