Беседа состоялась в Инжиниринговом центре НЧИ КФУ при участии представителей администрации Набережных Челнов и ПАО «КАМАЗ» во главе с генеральным директором Сергеем Анатольевичем Когогиным. От лица Казанского университета на встрече выступили ректор Ильшат Рафкатович Гафуров, проректоры и руководство филиала.
«Спасибо, что проявили интерес и собрались здесь, на площадке федерального университета. Мы сегодня собрались, чтобы обсудить, как будет развиваться наш Набережночелнинский институт. Для нашего коллектива это вызов: по всей стране остро стоит вопрос, как развиваться вузам технической направленности. Казанский университет, являясь классическим, развивает все направления наук, от гуманитарных до медицинских. КФУ сегодня – это крупнейший научно-образовательный кластер, способный на многое», - отметил ректор КФУ.
Так получилось, что НЧИ по многим параметрам уступает казанским институтам, и его рост напрямую зависит от города. При этом Набережные Челны очень заинтересованы в развитии науки и образования. Поэтому, чтобы уравновесить стремления и реальные возможности для кооперации городских структур и образовательной площадки, прежде всего потребовалось определить систему ценностей, которая диктовала бы четкие критерии успешности вуза.
«Очень трудно оценить качество науки. С одной стороны, это привлечение хоздоговоров, а с другой - публикации в научных журналах. В самом начале институт хорошо стартовал, но это был вопрос «низкого старта»: сейчас, к сожалению, и интерес компаний – потенциальных заказчиков исследований, и вовлеченность преподавателей в исследовательский процесс значительно ниже. При этом стоит отметить, что институт привлекает студентов из других городов, а средний балл, особенно по гуманитарным направлениям, растет», - отметил проректор по экономическому и стратегическому развитию КФУ Марат Рашитович Сафиуллин.
Он также обратил внимание на значительный рост средней заработной платы преподавателей за последние годы. Вместе с тем, сам институт, являясь базовым для Автограда, своей задачей должен ставить развитие определенной отрасли. «Широким фронтом» видимых результатов не добиться, считает проректор: необходима фокусировка. Точкой такой фокусировки, по его мнению, может выступить предметный рейтинг «Автомобилестроение». Пока КФУ в нем не представлен, но уже разработана стратегия, предполагающая вхождение в ранжируемую базу и последующий рост.
«Мы должны иметь в институте как минимум три статьи, опубликованные в журналах уровня Web of Science, здесь должны работать как минимум два ученых мирового уровня, и если мы претендуем на звание мирового центра, то нужно создать хотя бы два центра превосходства и не меньше 15-ти лабораторий мирового уровня», - подчеркнул Марат Рашитович.
Все эти показатели являются критическими и влекут за собой необходимость для всех преподавателей и исследователей постоянно повышать свой профессиональный уровень. При этом все участвовавшие во встрече единогласно пришли к выводу, что главное – это люди, обеспеченные нужными средствами для исследований и работы. Для Казанского университета это является приоритетом, а потому в развитие только Набережночелнинского института было вложено всего более 300 миллионов рублей. Это именно целенаправленные инвестиции на модернизацию. Однако усилий одного только КФУ не достаточно – необходима поддержка профильных предприятий, заинтересованных в качественной подготовке молодых кадров.
Одним из традиционных партнеров НЧИ в этом отношении является ПАО «КАМАЗ»: по словам генерального директора компании, выпускники филиала КФУ сегодня составляют большинство вновь поступающих на предприятие специалистов. Поэтому качество их знаний и готовность решать практические задачи становятся критически важными – и КАМАЗ готов «страховать» свои риски заранее, вкладываясь в будущих сотрудников еще на этапе учебы.
«Понятно, чем вызвана наша обеспокоенность. Из города уезжают молодые люди. Это наша боль, ведь уезжают лучшие. Мы этой задачей были озабочены давно. Здесь сидят эксперты, и, по их оценке, сегодня уровень подготовки специалистов не отвечает требованиям КАМАЗа. Нас это очень пугает. Что касается инженерной подготовки, то часто мы видим разницу в уровне знаний наших работников. Но есть один нюанс: если брать новую генерацию инженеров НТЦ, то это выпускники данного вуза, жители Челнов. У нас многие работают, но все равно мы опираемся на выпускников. Закрепить иногородних на этой земле достаточно трудно. Нам как воздух необходим качественный уровень подготовки инженеров, поэтому мы хотим знать, что нужно сделать, чтобы озвученная вами стратегия сработала», - заявил Сергей Анатольевич Когогин.
Руководитель подчеркнул, что предприятие готово финансировать создание научно-технологического центра в филиале Казанского университета, курировать обучение лучших студентов и даже обеспечивать жильем наиболее перспективных выпускников. Сергей Анатольевич уверен, что готовить нужных КАМАЗу специалистов можно и нужно в непосредственной близости от площадок предприятия, заранее заинтересовывать в работе и заинтересовывать молодые умы оставаться в городе. Таким образом, формирование кадрового потенциала – приоритетная совместная задача для обеих сторон.
«Сегодня сама территория должна проявлять больший интерес к университету. Так получилось, что придя в Челны, КФУ не увидел поддержку, кроме как от КАМАЗа. При выборе приоритетов мы исходили от востребованности. Это либо хозяйственные договоры, либо гранты, и с другой стороны если фундаментальная работа востребована она публикуется и цитируема. Чтобы у нас сегодня, что-то осталось в сухом остатке предлагаю создать рабочую группу», - сказал Ильшат Рафкатович.
Вопрос удержания кадров ректор КФУ предложил решать таким же образом, как он решается в Казани: это обеспечение служебным жильем специалистов, работающих на срочных контрактах и строительство общежитий для заполнения образовательных мощностей института за счет иногородних студентов.
Завершили встречу демонстрацией успешных примеров взаимодействия в области разработки новых технологий и прикладных исследований. Дмитрий Евгеньевич Чикрин кратко рассказал о беспилотном КАМАЗе и прогрессе в разработке технологии промышленного производства автопилота. За последние два года был создан консорциум, объединяющий 15 предприятий. Цель совместной работы создание беспилотных систем для грузовых автомобилей не зависящей от спутниковой системы позиционирования.
«Это достигнуто благодаря совместным компетенциям ПАО «КАМАЗ» и Казанского университета. Нам удалось создать беспилотник, который ведет себя как человек. Мы даем задание не доехать от точки к точке, а ставим определенную задачу, и автопилот ее выполняет», - отметил Дмитрий Евгеньевич как руководитель проекта.
При этом удалось достигнуть высокой локализации производства комплектующих – порядка 90% компонентов. Это говорит о том, что в КФУ проходят достойные мирового уровня исследования, и нужные для этого кадры действительно есть. Если таких проектов будет несколько, то все они смогут «вытянуть» за собой не только институт, но и предприятие, и город.
Рабочая группа, созданная из представителей администрации Набережных Челнов, ПАО «КАМАЗ» и Казанского федерального университета фактически начала работу уже сегодня, четко очертив ориентиры – развитие города, привлечение и удержание талантливых молодых специалистов за счет создания социальной инфраструктуры и амбициозных проектов в учебе, науке и работе на предприятии.