Сегодня в Казанском федеральном университете стартовал VI Международный форум по педагогическому образованию vIFTE, который впервые организован в новом онлайн-формате в связи с пандемией коронавируса. Ректор КФУ Ильшат Гафуров назвал серьезным вызовом для университета проведение такого значимого и представительного мероприятия на фоне повсеместной отмены и переноса многих международных конференций.
«В условиях современного динамичного мира мы должны быть готовы и способны менять свои традиционные формы коммуникации и научного сотрудничества. Поэтому я надеюсь, что более пятисот участников нашего Форума, вопреки всему, смогут сформировать продуктивное взаимодействие и внесут свой реальный вклад в разработку актуальных проблем педагогического образования» - отметил в своем приветственном слове Президент IFTE, ректор КФУ Ильшат Гафуров.
Обращаясь к участникам конференции, Гафуров рассказал о 10-летнем этапе становления педагогического образования в составе Казанского федерального университета. Ректор акцентировал внимание на создании новой системы подготовки учительских кадров, которая достаточно успешно реализуется на сегодняшний день.
Благодаря включению в состав двух профильных педагогических вузов КФУ стал одним из трёх крупнейших центров подготовки учителей в стране. Возрождая педагогическое направление, университет стремился следовать общемировым трендам, связанным с подготовкой учителей, и избегать известных проблем традиционной модели специализированных педагогических вузов.
Ильшат Гафуров подчеркнул, что Казанский университет является первым классическим университетом в современной России, создавшим собственную модель педагогического образования, которая по оценкам международных экспертов являет собой успешный локальный пример модернизации данной сферы.
«Мы надеемся, что наш опыт может быть полезен и другим вузам страны», - сказал ректор КФУ и обратил внимание на два основных аспекта, оказавших наиболее позитивное влияние на формирование уникальной педагогической системы. Это синергия классического и педагогического образования и ориентация педагогов на лучшие мировые практики через активное международное сотрудничество.
В настоящее время КФУ является одним из немногих российских вузов, имеющих все уровни подготовки учителей по каждой из дисциплин современной школы. Сегодня по программам педагогического образования в университете обучаются почти 10 тысяч человек, что составляет 18 % всех студентов КФУ. Кроме того, более 10 тысяч практикующих учителей ежегодно проходят через программы повышения квалификации.
Можно выделить три основные модели подготовки преподавателей. Традиционная модель сохранена в филиале университета в городе Елабуга. Она предполагает наличие профильных факультетов (например, физико-математический, иностранных языков и др.), которые самостоятельно готовят учителей в той или иной области. В Казани (в главном кампусе) создана новая распределенная модель подготовки. Каждый профильный институт КФУ стал узловым звеном работы с учителями в соответствующей предметной сфере.
«На наш взгляд, погружение в предметную среду, когда будущие учителя физики, химии, математики и другие изучают значительное число учебных дисциплин вместе со студентами классических направлений подготовки, является фактором получения более высоких предметных компетенций», - пояснил Гафуров.
И, наконец, третья модель, которую представил ректор КФУ, – интегративная. Её реализация возможна только в условиях многопрофильного университета. Эта модель подразумевает наличие гибких учебных планов для бакалавров классических направлений подготовки с целью возможного перехода на обучение по педагогическим профилям после первого или второго года обучения.
Также особое внимание Ильшат Гафуров уделил методикам преподавания предметов. Они осваиваются как в базовых институтах, так и в специально созданном Центре практических компетенций Института психологии и образования, где сформированы модельные классы по ряду дисциплин, вобравшие в себя самое современное учебное оборудование, используемое сегодня в лучших российских школах. На базе данного института успешно апробирована еще одна новация - единый Центр педагогической магистратуры, объединивший большую часть магистерских программ по педагогическому образованию, что позволило внедрить единый менеджмент, установить контроль качества и определять востребованность программ. Кроме того, такой подход дал возможность значительно быстрее реагировать на потребности динамично меняющегося рынка труда.
Одновременно к процессу подготовки и повышения квалификации учительских кадров привлекаются крупнейшие отечественные и зарубежные производители программных и аппаратных решений в сфере образования, что говорит о проведении вузом эффективной политики в области цифровизации. Показателем этой эффективности стал достаточно быстрый и безболезненный переход на дистанционное обучение в марте 2020 года в связи с пандемией коронавируса.
Упомянул ректор и о создании уникальной формы школьно-университетского партнерства. В Казани университет имеет два собственных общеобразовательных лицея, учителя которых являются сотрудниками университета. Эти лицеи входят в сотню лучших российских школ. В Елабуге формируется школьно-университетский комплекс. В структуру филиала будет включена общеобразовательная школа, которая станет своего рода экспериментальной площадкой в подготовке педагогических кадров и отработке новейших технологий. По словам Гафурова, это усилит исследовательскую ориентированность педагогов.
Далее Ильшат Гафуров напомнил, что в 2015 году КФУ стал редким участником Российской программы глобальной конкурентоспособности, кто увидел в педагогическом образовании одну из своих главных социальных миссий. В результате чего, подготовка учителей, наряду с медициной, стала одним из важнейших приоритетов развития университета. Это дало возможность сконцентрировать ресурсы на этом направлении деятельности и из года в год наращивать исследовательский потенциал. Казанский университет занимает достойное место в предметной номинации «образование» авторитетных международных рейтингов Times Higher Education и QS. Международное продвижение КФУ в данной области сказалось на повышении конкурентоспособности программ по подготовке учителей. По итогам приемной кампании 2019 года направление обучения «Педагогическое образование» стало все более востребованным среди абитуриентов с высокими баллами ЕГЭ. Другим важным индикатором является масштаб коммерческого набора, по которому университет стал общероссийским лидером в прошлом году.
«Таким образом, несмотря на все трудности, мы смогли создать в Казанском федеральном университете эффективную модель подготовки учителей, которая наряду с решением общих задач педагогического образования позволяет создавать механизмы воспроизводства талантливой молодежи, когда новая генерация педагогов постепенно, но непрерывно идёт на смену прежней», - сказал ректор КФУ в завершение своего выступления.