Сегодня, 19 декабря, в Москве состоялось заседание рабочей группы Министерства образования и науки РФ по организации и контролю за исполнением плана мероприятий по подготовке специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в 2017-2020 годах. Свой доклад об опыте развития исламского образования в КФУ министру Ольге Юрьевне Васильевой представил и ректор Казанского университета, профессор Ильшат Рафкатович Гафуров.
Как отметил ректор КФУ, исторической особенностью России как многоконфессионального и полиэтнического государства является неодинаковое представительство мусульманского населения в различных регионах. Именно этим обусловлена и разница в подходах к религиозному исламскому образованию. Как показало заседание, эта разница существенна. Так, в Башкирии как регионе со значительной долей мусульманского населения деятельность профильных образовательных организаций направлена, прежде всего, на профилактику экстремизма в исламских течениях и обеспечение духовной безопасности. В то же время, в столицах – Москве и Санкт-Петербурге – концентрируются на классическом исламоведческом образовании. Казань и, в частности, Казанский университет, в этом смысле демонстрируют сбалансированный подход: одновременно здесь преподаются общие курсы по изучению истории, культуры, языков исламских народов и проводятся более узконаправленные исследования религиоведческого характера, направленные на решение прикладных проблем. В КФУ центром ответственности за оба направления выступает Ресурсный центр по развитию исламского и исламоведческого образования, вместе с входящим в его структуру Международным координационным центром «Исламика» в Институте международных отношений, истории и востоковедения под руководством директора Рамиля Равиловича Хайрутдинова.
«Нашим университетом в 2017 году проведено 28 курсов повышения квалификации для имамов, преподавателей религиозных учебных заведений и сотрудников духовных управлений мусульман, работников муниципалитетов, а также представителей правоохранительных органов при общем количестве слушателей свыше полутора с половиной тысяч человек», - рассказал Ильшат Рафкатович Гафуров.
Действительно, повышение квалификации религиозных кадров – одна из важных точек фокуса в работе КФУ, и именно эта тема стала ключевой в докладе ректора. При этом он уточнил, что, находясь в тесном контакте с религиозными общинами и организациями – например, организуя спецкурсы по управлению таковыми для служителей мечетей – университет сотрудничает и с профильными образовательными центрами, такими как Российский исламский институт, Казанский исламский университет и Болгарская исламская академия. Активно развивается и сотрудничество с зарубежными исламскими образовательными учреждениями, в том числе университетами Сирии, Иордании, Индонезии, Египта, Саудовской Аравии и Марокко.
Партнеры сходятся в том, что исследования и образовательную деятельность необходимо дополнять воспитательными аспектами, а также постоянно актуализировать содержание курсов ввиду требований современного общества. Так, например, находкой КФУ стало повышение квалификации религиозных деятелей, а также мусульманских журналистов и лиц, отвечающих за работу с сайтами религиозных организаций, в сфере коммуникаций в Интернете. Иначе говоря, деятельность КФУ выходит за рамки собственно системы религиозного и религиоведческого образования:
«Наряду с основной задачей – формированием многоуровневой системы исламского образования и воспитания – мы придаём большое значение мероприятиям общесоциального уровня, которые направлены на оздоровление социального климата, как в образовательных учреждениях, так и повсеместно. В первую очередь это курсы, обучающие благотворительной деятельности, реабилитации мусульман, попавших в сложные жизненные ситуации, работе с верующими в местах лишения свободы, а также проекты, способствующие успешной стратификации выпускников религиозных учебных заведений и воспитанию молодых мусульманских лидеров», - пояснил ректор КФУ.
Немало внимания уделяется оздоровлению религиозного климата в проблемных группах. Так, КФУ при содействии Антитеррористической комиссией Республики Татарстан реализовал проект Информационно-консультативного центра «Диалог», направленной на реабилитацию и привлечение к позитивной деятельности лиц, ранее участвовавших в экстремистских организациях. Другими примером служит спецкурс «Исламоведение для сотрудников Федеральной Службы исполнения наказаний», внедренный учеными КФУ в программы повышения квалификации для сотрудников исправительных учреждений – он собрал уже более 500 слушателей из Татарстана и других регионов РФ.
При этом Казанский университет планирует расширять охват проблем, связанных с развитием исламского и исламоведческого образования, решение которых войдет в ведение ответственных подразделений. Так, совместно с Институтом востоковедения РАН университет выдвинул инициативу создания Ситуационного центра для оперативного мониторинга, анализа и оценки ситуации в мусульманском сообществе, обучения студентов основам аналитическо-информационной работы, моделирования и анализа происходящих процессов и тенденций.
По мнению ректора КФУ, решения поставленных Министерством задач можно добиться лишь совместными усилиями, причем всех вузов и центров, участвующих в проекте по подготовке специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама. Для этого необходимо расширять не только международные, но и межрегиональные связи между ответственными центрами внутри страны, а также выработать некие единые подходы. Помочь этому может введение дополнительной аттестации по завершении программ подготовки специалистов-исламоведов и религиозных деятелей, а также привлечение к работе в проекте преподавателей среднего и младшего звена и представителей непосредственно мусульманской общины.
Предложения, которые Ильшат Рафкатович Гафуров внес для дальнейшего рассмотрения рабочей группой, в целом получили поддержку. Работа Министерства образования и науки РФ до 2020 года будет ставить приоритетом расширение аудитории этой специальной программы, чтобы донести новые тенденции до непосредственных адресатов – верующих. Итоговый план мероприятий по этому направлению будет скорректирован с учетом прозвучавших мнений, и вскоре будет опубликован на сайте Минобрнауки России.